Готовые бизнес-идеи для Шымкента

Эксперты опросили руководителей 100 предприятий и выявили 50 нишевых проектов

Share
Share
Share
Tweet
Share

Аналитические данные – гарантия успешного бизнеса, посчитали в Палате предпринимателей Шымкента и приступили к масштабному исследованию. Это раньше, рассказывает директор палаты Нурлан Кабиштаев, анализировали только данные по налогам, таможенным выплатам, объемам производств. Оказалось, для разработки эффективных региональных программ этого мало. В новом исследовании делается ставка на изучение деталей. Важно понять, какое сырье потребляет предприятие, откуда его завозит, насколько его хватает, куда затем продается товар.

«Мы должны владеть конкретными данными, какого производства не хватает, каких видов сырья у нас нет. Мы должны понимать, если поставим какой-то вид сырья, то каким отраслям мы сможем дать толчок для развития. Это позволит нам понять, как развивать дальше инфраструктуру, где усилить дороги, электроэнергию или газоснабжение. Госорганам это позволит понять, в какую сферу стоит направлять финансовые ресурсы в виде госпрограмм, льготного кредитования, субсидий. Во время исследования мы предлагаем предпринимателям анкету из 25 вопросов. Ответы на них занимают 30-40 минут. Главное, чтобы отвечал человек, который владеет всей ситуацией», – рассказывает Нурлан Кабиштаев.

Раньше таких доскональных исследований состояния бизнеса в Шымкенте не проводили. На этот раз для скрининга эксперты палаты отобрали 100 промышленных предприятий, которые представляют средний и крупный бизнес и обеспечивают работой от 60 до 500 человек. Многие из них сталкиваются с нехваткой профессиональных кадров и уровнем загрузки предприятия. Но, главное, большая часть этих гигантов обрабатывающей и перерабатывающей промышленности испытывают трудности с импортозамещением. Сырье для работы вроде как есть, но вот закупать его приходится в других странах.

«Картина была ошеломляющая. У нас развиты и легкая промышленность, например, у нас шьется гособоронзаказ. 60% фармацевтической промышленности сосредоточено у нас. По строительству мы номер один в Казахстане, но тем не менее очень большое количество сырья и комплектующих мы закупаем извне. Вот для примера возьмем профиль. Мы видим три детали: ручку, стекло и профиль. На самом же деле профиль состоит из 120 предметов. Когда мы зашли на производство и спросили, что они делают сами, оказалось, что очень маленький процент – 20%. Все остальное закупается, а это ведь какие деньги», – рассказывает Нурлан Кабиштаев.

Эксперты опросили руководителей 100 предприятий и выявили 50 нишевых проектов. По сути, это уже готовые бизнес-идеи, которые нужно упаковать в бизнес-план, узнать технологию производства и запустить проект.

Для удешевления любой продукции важно сбивать стоимость сырья и комплектующих. В палате предпринимателей считают, что если такие производства будут находиться под боком у крупных заводов и фабрик, то это повлияет на себестоимость товара. Конечно, речь идет не о наукоемких предприятиях или высокотехнологичных производствах.

«Для примера возьмем цементные предприятия. Им нужны производители бумажных мешков. Нужно поработать над ценообразованием. Некоторые производители даже прописали нам техзадания, качество состава, предоставили некоторую коммерческую информацию. Кто-то готов даже профинансировать проект или предоставить оборудование, или заключить долгосрочные контракты на 5-10 лет как гарантию востребованности будущей продукции», – рассказывает директор Палаты предпринимателей Шымкента.

Шымкент особенно слаб в области производства упаковки, говорят эксперты палаты предпринимателей. В регионе уже налажен выпуск пищевой продукции: это и соки, и молочные продукты, и мясные деликатесы, и многое другое, а вот упаковывать в тару, которая бы достойно выглядела на полках супермаркетов и крупных торговых сетей, у нас нет возможности. Все потому, считают аналитики, что качественную упаковку в Шымкенте просто не производят, а потребность огромная.

Например, ТОО «Azala cotton» и ТОО «Azala textile» ежегодно закупают на 30-40 млн тенге упаковочных гелевых пакетов, на 39 млн тенге ПЭТ-ленты, на 30 млн тенге целлофановые упаковки. Крупнейший в стране производитель цемента ТОО «Стандарт Цемент» ежегодно нуждается в 15 млн бумажных мешков. Пока вынужден закупать их в России на сумму 1 млрд 800 млн тенге, при этом владельцы предприятия были бы рады найти производителей бумажных мешков в Шымкенте, ведь это бы сказалось на себестоимости продукции, считают в палате. На 200 млн тенге каждый год закупает полипропиленовые мешки ТОО «Пионер грайн». В местных поставщиках комплектующих нуждается и крупнейший производитель ковров на территории страны ТОО «Бал текстиль».

«Мы покупаем 700 кг в месяц пленки для упаковки. Получается, что на это уходит 5,5 млн тенге. Где-то 1 кг стоит 650 тенге. Латексного клея требуется в месяц 25 тонн, мы закупаем его на 100 млн тенге. Еще мы закупаем ежемесячно около 20 тыс. картонных втулок, на это уходит где-то 15 млн тенге», – рассказывает директор предприятия Талгат Исхахов.

Очень сильно от импорта расходных материалов зависят и другие промышленные гиганты. Например, завод «Зерде керамик» закупает на 25,5 млн тенге поддоны. А крупнейший в стране производитель стеклянной тары закупает «на стороне» только гофротары на 60 млн тенге. Еще завод завозит бигбеги на 36 млн тенге, поддоны на 54 млн тенге, упаковочную пленку на 12 млн тенге, и даже вениками сотрудники в цехах пользуются импортными. Их закупают на сумму 2,5 млн тенге.

Эксперты признаются: в Шымкенте нет производства аксессуаров. Можно самим делать шнурки, замки-молнии, другие виды фурнитур и упаковки. Пока же руководству фабрики «Алем БТ» нужны крючки на 18 млн тенге, коробки – на 24 млн тенге, и на 126 млн тенге компания за границей закупает этикетки.

Очень сильно от импорта зависят и производители обуви. Мало того, что закупать приходится аксессуары, так еще и кожу, ведь отечественная переработка оставляет желать лучшего. Чтобы хоть как-то снизить в продукции импортное содержание, ТОО «Lux Shoes» решилось наладить выпуск подошвы и колодки, чтобы заполнить хотя бы одну нишу. «Это позволит нам снизить себестоимость товара. В одну смену на нашем оборудование мы сможем выпускать 4 тыс. пар подошв и 500 пар колодок. Всем, кому нужно будет, сможем отпускать. Любой теперь сможет открыть обувное производство, ведь основное уже есть», – рассказывает генеральный директор предприятия Гайрат Хасанбаев.

Все нишевые проекты эксперты предлагают реализовывать на площадках индустриальных зон и свободной экономической зоны. Стоимость их будет от 30-40 млн тенге до 1 млрд тенге. Сумма, говорят, вроде и небольшая, но много усилий придется приложить для улучшения взаимодействия.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: