По прогнозам аналитиков, к 2025 году мировой рынок услуг дронов вырастет с нынешних $6,5-10млрд до $70-90 млрд. В Казахстане этот сегмент тоже развивается, но пока незначительными темпами. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» сооснователь компании QAZDRON по производству казахстанских беспилотных летательных аппаратов Мадияр Смагулов рассказал, как создать проект по производству беспилотников и использовать дроныв различных секторах экономики.
- Мадияр, как появилась идея заняться производством дронов?
- Увлекаться авиацией, моделированием радиоуправляемых самолетов я начал еще в школе. Учась в четвертом классе, записался в авиамодельный клуб. В этом клубе учился до десятого класса. Уже тогда у меня было понимание, что свою жизнь мне хочется посвятить авиации. После окончания школы в 1990 году поступил в Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации, которое сейчас называется Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бегельдинова. После окончания училища работал в нескольких авиационных компаниях, а также в Комитете гражданской авиации, тогда еще при Министерстве транспорта и коммуникаций РК. В 2004 году образовал компанию, которая занималась чартерными перевозками пассажиров. В 2008 году познакомился тогда еще в Астане с авиамоделистами. Мы стали участвовать в различных спортивных соревнованиях по авиамоделизму и позже организовали Федерацию авиамодельного спорта Астаны. В то время мы проектировали и запускали модели радиоуправляемых самолетов.
В 2015 году рынок беспилотных летательных аппаратов (дронов) начал постепенно развиваться в Казахстане. Дроны стали активнее применять не только в оборонном секторе, но и для гражданских целей. Хотя до 2010 года они были привилегией только военных.
Идея создания компании по проектированию беспилотников пришла нашей группе энтузиастов из авиамодельного сообщества в 2016 году. Тогда наша команда состоялаиз четырех человек, позже она увеличилась до шести.
Сейчас в области производства дронов для военных и гражданских целей лидируют США, Израиль и Китай. В Казахстане также стали появляться компании, которые используютдроны зарубежной сборки. Правда, такие беспилотники достаточно дорогие в эксплуатации и в обслуживании.
- Когда все-таки образовалась ваша компания?
- В 2017 году. В процессе работы над беспилотниками мы привлекаем на аутсорсинг программистов, инженеров и других смежных специалистов из России, Беларуси. Кроме того, тесно сотрудничаем с компаниями из Германии, США и Китая.
Команда разработчиков беспилотников QAZDRON
- Сколько было инвестировано в ваш проект?
- В проект было вложено порядка 45 млн тенге. Эти средства были направлены на приобретение комплектующих для дронов, покупку аккумуляторов, оборудования для сборки беспилотников, аренду помещения и на зарплаты специалистов. Детали для дронов приобретались в Китае, Тайване, России, в странах ЕС.
Кстати, в том же 2017 году нашу команду пригласили сотрудничать с компанией «Казахстанская авиационная индустрия» – «дочкой» «Казахстан Инжиниринг» – занимались разработкой беспилотников.
- Над какими именно форматами дронов вы работали?
- Весь 2017 год мы работали над проектированием беспилотника с рабочим названием «TENGRIPRO 2.0». Размах его крыла составляет 2 метра. На разработку был потрачен год, так как на тот момент у нашей команды было мало опыта в проектировании дронов, был дефицит знаний в этой сфере, приходилось очень много читать, изучать и испытывать.
Этот беспилотник мы планировали использовать для гражданских целей. На дрон устанавливали видео- и фотооборудование, чтобы была возможность осуществлять воздушный мониторинг местности, собирать фотографии, затем обрабатывать и формировать 3D-модель местности. Таким образом, с помощью беспилотника и специального программного обеспечения возможно составлять ортофотоплан – цифровой план местности на точной геодезической основе, который позволяет с максимальной достоверностью воссоздать земную поверхность. Снимки, сделанные с беспилотника, преобразовываются из центральной проекции в ортогональную.
- Какое время ваш первый беспилотник может находиться в небе?
- Для дронов самые основные характеристики – это время и дальность полета. Дрон «TENGRIPRO 2.0» может находиться в воздухе до 2,5 часов и пролететь до 100 км с полезной нагрузкой (различная техника) до 1,5 кг.
Вторая наша разработка – беспилотник «TENGRIPRO 2.5», размах его крыла составляет 2,5 метра, он может находиться в небе до 3,5 часов и пролететь до 130 км.
- Есть ли аналоги дронов с такими характеристиками в Казахстане?
- У нас в стране постепенно появляются компании, которые разрабатывают свои беспилотники. Но, как правило, такие проекты не всегда начинаются с нуля, разработки зачастую копируются сзарубежных аналогов.
Модели дронов
- Для каких целей используются беспилотники, которые вы производите?
- С помощью дронов можно проводить учет животных. За счет этого значительно упрощается контроль за их численностью в охотхозяйствах по сравнению с традиционными методами контроля.
Использование беспилотников сокращает расходы на аренду авиатехники, а высокая мобильность дронов повышает общую эффективность работ. В отличие от съемки с помощью вертолета или самолета, которую может себе позволить далеко не каждое хозяйство, услуги аэрофотосъемки с помощью дронов гораздо дешевле.
Дрон, пролетая над определенной местностью, проводит фото- и видеосъемку как в автоматическом, так и в полуавтоматическом режиме. В результате получаются высококачественные снимки с привязкой к географическим координатам. После их обработки в специализированном программном обеспечении осуществляется анализ полученных данных в соответствии с поставленными задачами.
С помощью наших дронов можно провести мониторинг поля площадью от 4 до 8 тыс. га за один день. При этом беспилотник может находиться в небе до 3,5 часов.
Используя беспилотники, можно выявлять места утечки газа и нефти на трубопроводах и быстро реагировать на такие аварии. Эту информацию можно получать в режиме реального времени, если установить на дрон видеокамеру и тепловизор.
Кроме того, наши беспилотники могут выявлять разливы нефти и утечку газа, с их помощью можно составить электронную карту объектов нефтедобывающей промышленности, контролировать производство технологических работ на объектах строительства и реконструкции на всех стадиях.
К тому же беспилотники помогают отслеживать пожары, определять их масштабы и месторасположение.
Полезны дроны и в сельском хозяйстве. Они позволяют вести учет и контроль состояния сельскохозяйственных угодий. С их помощью можно оптимизировать расход воды, рассчитать оптимальное количество вносимых удобрений и химикатов, спрогнозироватьурожайность различных культур и так далее. Дроны помогают определить рельеф местности, размеры полей, границы водных объектов и дорог. Используя дроны, можно получать фотографии для анализа состояния посева, его густоты и равномерности и даже измерить химический состав почвы.
- Расскажите о вашем цехе, какова его площадь?
- С 2019 года мы начали тесно сотрудничать с «Назарбаев Университетом». Наша компания находится в технопарке университета, мы являемся его резидентами. За счет этого мы стали участниками СЭЗ, получаем преференции и льготы по налогам и аренде производственных помещений. Также мы сотрудничаем с профессорско-преподавательским составом университета и студентами.
В целом у нас два цеха по производству дронов. Площадь первого композитного цеха составляет около 60 кв. метров. В этом цехе расположены покрасочная камера, стапель для работы с композитными материалами, станок для производства некоторых комплектующих дрона. Площадь второго – «цеха чистой сборки» составляет около 150 кв. метров, в нем происходит сборка беспилотников, их настройка итестирование.
- Какие у вас объемы производства?
- Весь 2017 год ушел на проектирование первого беспилотника. В 2018 году уже запустили его производство. В прошлом году было произведено порядка 16 дронов, включая «летающие лаборатории», с помощью которых мы тестируем определенные компоненты, программы. В этом году стали постепенно поступать заказы на изготовление беспилотников для гражданских целей.
В НПП «Атамекен» уже завершен процесс сертификации наших беспилотников. Сейчас ежемесячно мы можем выпускать до 10 беспилотников, ориентированных на различные цели.
- Кто в основном покупает ваши дроны?
- Нашими основными заказчиками являются областные акиматы, которые используют беспилотники для создания ортофотоплана (3D-карта местности). Акиматы с помощью 3D-карт отслеживают стихийное строительство домов и принимают соответствующие меры. Это более эффективно и менее затратно, чем мониторинг местности традиционными методами.
- Сколько стоят ваши беспилотники?
- Беспилотник без какой-либо полезной нагрузки стоит порядка 7 млн тенге. Дрон с «полезной нагрузкой» обойдется уже в сумму около 12 млн тенге. Аналоги наших дронов, к примеру, в России стоят в 2 раза дороже.
- Над какой моделью вы сейчас работаете?
- Сейчас мы моделируем дрон, двигатели которого будут работать от солнечных батарей. Дрон может неделями висеть в воздухе, днем аккумулятор будет подзаряжаться от энергии солнечных лучей, а ночью использовать питание от заряженных бортовых аккумуляторов. Размах его крыла – порядка 8 метров. В этот проект мы привлекаем консультантов из России, Германии и США. Кстати, мировой рекорд, поставленный аналогичными дронами: 14 дней в небе, и это еще не предел. Есть беспилотники в этом сегменте налетавшие более 1000 часов.