Ерлан Ашим: Нам нужны покупатели с хорошим уровнем доходов
АВТОР

29.07.2019 • 09:12 3509

Выбор редакции

Ерлан Ашим: Нам нужны покупатели с хорошим уровнем доходов

Какие задачи решают производители молочной продукции и какие проблемы мешают развитию отрасли

Казахстанские производители молочных продуктов стремятся работать по международным стандартам. Для этого они закупают оборудование исключительно европейского или российского производства, приобретают сырье через посредников от лучших поставщиков и приглашают высокопрофессиональных зарубежных специалистов. Экономить на этом списке не получается: в Казахстане не выпускают оборудование нужного качества, нет опытных и профессиональных кадров и спроса, способного наращивать выпуск отечественной продукции. Сколько стоит соответствовать стандартам качества и почему конкуренция должна стать главным драйвером развития для производителя, корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz» узнал у Ерлана Ашима, основателя молочных фабрик Natige и Milk House.

– Ерлан, за последний год стоимость молочных продуктов на казахстанских прилавках выросла на 10%. Это почти в два раза больше годовой инфляции. Почему?

– На самом деле стоимость молочных продуктов в стране выросла более чем на 12%. Я понимаю, что население предпочитает думать, что это наша прихоть, желание больше заработать, меньше инвестировать. Но, уверяю вас, это не так. Я не буду вдаваться в профессиональные расчеты, но 75% себестоимости молочных продуктов – это стоимость сырья, от которой у казахстанских производителей молочных продуктов сильная зависимость. Ежегодно фермеры повышают цену на молоко на 5-7%. Остальные 25% себестоимости – это упаковка, логистика, зарплаты сотрудникам, обновление оборудования, запчасти к нему и еще многое другое. Еще один важный факт на заметку: казахстанские производители молочных продуктов абсолютно все оборудование и запчасти импортируют. Например, у нас заводы оснащены немецкой и швейцарской техникой. Кроме того, что на их стоимость влияет колебание курсов не в пользу тенге, так еще и заводы-производители ежегодно поднимают на них цену. Скажу вам откровенно: иногда приобретаем комплект запчастей и отдаем за него прибыль всего предприятия за месяц. Чтобы что-то поменять в воздушном компрессоре, самом примитивнейшем аппарате, запчасть нужно заказывать в Екатеринбурге. И территориально это ближайший поставщик. К тому же мы в конце прошлого года провели индексацию зарплат, повысив их на 25-27%.

– Если бы в Казахстане производили оборудование необходимого вам качества, вы бы перешли на отечественную технику?

– Конечно, не раздумывая. Но у нас, к сожалению, нет таких заводов-изготовителей, выпускающих узкопрофильное оборудование только для производителей молочных продуктов. Если учитывать, что рынок развивается и достаточно активно, то такой производитель должен быть. Но его нет.

– А как он тогда развивается, если это дорогостоящий, я бы сказала, изначально затратный и долго окупающийся бизнес?

– Да, работают и остаются на рынке производителей молочных продуктов только альтруисты или фанаты своего дела. Мне, начавшему производство более 25 лет назад и достигшему результатов как по качеству, так и по спросу на нашу продукцию, все спустить на тормозах не получится: более 200 человек останутся без работы. Я уже не говорю о фермерах и других поставщиках сырья, с которыми сотрудничаем не один десяток лет. А вот то, что новых производителей на рынке не появляется, – это факт.

– Вы говорите об этом скорее печально, чем с удовлетворением. Вам не хватает конкуренции на казахстанском рынке?

– Я всегда говорил и буду настаивать, что любой рынок развивается только благодаря конкуренции. Нет такого другого механизма, который бы методом естественного отбора оставлял на рынке сильнейших, делая продукт максимально качественным и по самой приемлемой для населения цене. Именно спрос рождает предложение. Это ведь уже прописная истина.

– Вы наверняка были на заводах стран Европы. Как дела с конкуренцией у них? Вы не хотите с ними посоревноваться по цене и качеству?

– Да с удовольствием! Вы знаете, что мы, например, приобретаем закваску для йогуртов в Копенгагене? И мой коллега – производитель молочных продуктов из Германии тоже делает йогурты из этого же сырья, но оно ему обходится дешевле, а продает он готовый йогурт дороже, чем наш завод. Кстати, возвращаясь к вопросу о себестоимости. Мы закупаем молоко у фермеров по одинаковой цене: он – по 0,30 евро за литр, а мы – по 125 тенге. При этом оборудование ему обходится дешевле, так как в сумму не входят логистика, пошлины, НДС, монтаж и так далее. Да и мне, как иностранному покупателю, завод-производитель продает его дороже, чем своим, местным заводам. В общем, та же самая техника мне выходит на 30% дороже, чем ему. Такая же история и с запчастями. Ту же закваску для йогурта я заказываю через алматинский офис компании-производителя, затем она уходит в московское представительство, и уже после этого мой запрос доходит до завода в Копенгагене. В итоге я приобретаю закваску через двух посредников и, как вы сами понимаете, с их надбавкой за продукт. К тому же все производство на заводе моего немецкого коллеги роботизировано. На его заводе нет таких специалистов, как кочегар, грузчик и так далее. А мне автоматизировать работу этих специалистов обойдется намного дороже, чем выплачивать зарплату. Единственный мой плюс в данном случае – это средняя зарплата специалистам. Но нанимать приходится людей больше, чем немецкому коллеге, иначе автоматизированная подача тепла повысит стоимость моего молока до 350 тенге за литр. И, главное, разница между казахстанской и немецкой стоимостью йогурта на полке. Стоимость литра нашего продукта составляет 300 тенге, а немецкого – 700 тенге, или 1,8 евро. Мы с ним даже посчитали производительность труда. Так, на одного немецкого специалиста приходится 10-12 тонн продукции в месяц, а на одного казахстанского – 5-6 тонны. Вот вам простая арифметика двух производителей из Казахстана и Германии.

– Продолжая разговор о сырье. С 1 января казахстанским молокозаводам будет запрещено принимать молоко, не соответствующее требованиям технического регламента. Как это отразится на вашем производстве? На стоимости продукции?

– Этот законопроект уже сказывается на нашем производстве. Мы намного сильнее ужесточили требования к молоку, хотя и до законопроекта они были жесткими. На сегодня мы уже не принимаем сырье от нескольких поставщиков и сокращаем заготовку сырья. Как это скажется на себестоимости нашей продукции – покажет время. Ведь цену за сырье устанавливают фермеры.

– Тем не менее, как показывает последняя статика, потребление молочных продуктов в Казахстане растет.

– Не скажу, что потребление молока в Казахстане заметно увеличилось. Есть рост, но в таких процентах, которыми сложно гордиться. Если сравнить потребление молочных продуктов в Казахстане и в Европе, то мы в разы от них отстаем. Невысокое потребление молочных продуктов – эта одна из причин, которые влияют на здоровье населения и среднюю продолжительность жизни. Мы, как нация, потребляем их меньше, чем в целом это должно быть. Причина одна: нет популяризации, глобального, в масштабах страны, маркетинга и продвижения продукции. Каждый завод обходится своими силами в плане продвижения товара, но оно очень слабое и рассчитано на локального потребителя.

– Поставщики из Кыргызстана вам составляют ощутимую конкуренцию?

– Пока сил у них хватает поставлять продукцию в Алматы и на рынки приграничных с Кыргызстаном городов. Алматы для них – пока единственный большой рынок сбыта в Казахстане. Опять же из-за того, что нет сильных игроков в Кыргызстане, способных охватить всю территорию Казахстана. Кыргызские производители берут потребителя дешевизной, так как у них дешевле рабочая сила и сырье, потому что своим фермерам платят за него копейки. Я был на нескольких кыргызских заводах и остался не в восторге. Заметно ниже требования к стандартам продукции, к качеству, хуже оборудование. Полки Центрального и Северного Казахстана для них из-за логистики не привлекательны, и поэтому конкурентами нашим заводам не являются. Мы поставляем продукт на прилавки Кокшетау, Нур-Султана, Экибастуза, Караганды, Жезказгана и небольших городов между ними.

– Вы нацелены на наращивание выпуска продукции?

– Да, мы с каждым годом увеличиваем продуктовую линейку новыми наименованиями, тем самым наращивая объемы производства. Не в геометрической прогрессии, конечно, но каждый год стараемся их увеличивать. Правда, с прибылью у всех молочников сегодня большие проблемы. Растут продажи и обороты, а прибыль практически остается на прежнем уровне, и зарабатывать с каждым годом становится сложнее.

– Что вам надо, чтобы зарабатывать больше?

– Нужно много хорошо зарабатывающих покупателей. Больше всего тормозит рост прибыли небольшое количество людей со средним или высоким уровнем доходов. Когда выпускаешь хороший, натуральный и качественный продукт, инвестируешь в лучшее мировое оборудование, берешь лучшее сырье, то это сказывается на себестоимости продукта, делая его дороже. Поймите: хороший продукт никак не может быть дешевым. К тому же мы регулярно привлекаем западных специалистов. У отечественных технологов не хватает знаний и образования в элементарных вещах. И это касается пищевой отрасли в целом, а не только производителей молока.

– Вы за то, чтобы иностранных специалистов в вашей сфере было больше?

– Я двумя руками за то, чтобы приглашать иностранных специалистов. Например, регулярно на неделю к нам приезжают работать по контракту турецкий и немецкий специалисты. Время от времени на определенные проекты, например, производство сыра или мороженого, я приглашаю итальянских технологов. За 10-15 дней их работы на нашем заводе я плачу от 3 тыс. до 4 тыс. евро. На постоянном контракте у нас работает специалист из Турции, который обучает производству турецкого йогурта, полутвердых сыров и айрана. Я также запустил программу, которая называется «Будущее Natige» и уже несколько лет отправляю 2-4 сотрудников на обучение в вузы Турции, России, выплачиваю им стипендию. Четверо сотрудников с дипломом инженера пищевого оборудования уже вернулись и работают на заводе. Таким образом, мы самостоятельно решаем нехватку профессиональных кадров.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

молочная продукция Ералн Ашим

29.07.2019 • 09:12 3509

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Ерлан Ашим: Нам нужны покупатели с хорошим уровнем доходов
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика