Свой бренд Диля Сыздыкова создала полтора года назад. Семья Дили – вегетарианцы. Придерживаясь здорового питания, они искали для себя здоровую альтернативу хлебу, от которого отказались. Этой альтернативой стали хлебцы из льна собственного изготовления. Со временем домашнее производство превратилось в бизнес-проект «Дилин Лён», и на сегодня продукция продается в магазинах Алматы, Нур-Султана и Семея. Идею трансформировать домашнее производство в бизнес Диле Сыздыковой предложила подруга, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Она устраивает бани для беременных, и я, будучи беременной, принесла хлебцы к столу. Они пришлись всем по вкусу, и тогда подруга предложила мне продавать свою продукцию», - рассказывает предпринимательница.
Дальше было участие в экоярмарке, после которой стало поступать много заказов. На тот момент все производство находилось дома.
«Мне пришлось приобрести еще два дегидратора (сушилки для хлебцев), потому что одного уже не хватало. Около пяти месяцев я продолжала работать на кухне, но спрос рос, и этой мощности уже не хватало. В июле прошлого года мы арендовали цех», - рассказывает собеседница.
Работая дома, Диле удавалось производить два килограмма хлебцев. Переехав в цех и докупив промышленное оборудование, производственную мощность удалось увеличить в два раза, до 5-6 кг. Процесс стал двигаться гораздо быстрее.
Диля рассказывает, что это семейный бизнес. Они с мужем владельцы, а свекровь заведующая производством. Она имеет опыт работы поваром более 20 лет, и ей не страшно доверить производственный процесс. В летнее время удается справляться своими силами, к зиме обороты будут расти, и в цех привлекут еще одного повара.
«Помимо хлебцев, я еще готовлю хумус (паста из нута) и гуакамоле (соус из авокадо). Но их мы не поставляем в магазин, а делаем только под заказ, потому что у этих продуктов ограничен срок годности. Мы хотим выработать технологию без применения консервантов, чтобы они дольше оставались свежими», - поясняет она.
Большая часть клиентов – не вегетарианцы
Процесс изготовления хлебцев занимает примерно полтора дня. Сначала лен замачивается на ночь. Это обязательное условие, чтобы потом продукт мог усвоиться в организме. После стадии замачивания он разбухает и увеличивается примерно в три раза. Втрое условие – тщательное измельчение блендером. Затем лен смешивается с овощами, зеленью, семечками, водорослями. Полученная смесь раскладывается на лист дегидратора и отправляется на сушку. При температуре 45 градусов хлебцы сушатся примерно сутки.
«Мы хотим показать людям, что полезные продукты это не обязательно сырые овощи. Можно питаться и вкусно, и полезно, и не нужно искать компромисс. Мы хотим прививать правильные пищевые привычки с детства, ведь от питания зависит наше здоровье», - поясняет предпринимательница.
По словам Дили, несмотря на то, что в Казахстане люди больше склонны к потреблению мяса, спрос на продукт хороший.
«Интересно, что большая часть наших клиентов – не вегетарианцы. Сейчас набирает обороты тренд здорового питания, открывается все больше компаний, готовых составить для вас программы для похудения. Люди подходят к выбору еды с каждым разом все осознаннее», - делится собеседница.
Два миллиона на дело
2,5 млн тенге понадобилось Диле и ее мужу, для того чтобы открыть цех и закупить оборудование. Миллион тенге был вложен в покупку промышленного дегидратора, на 230 тыс. тенге купили профессиональный блендер. Это главное оборудование, с которым приходится работать в цехе.
Основные траты приходятся на покупку сырья (лен, семечки, овощи, водоросли) и аренду цеха (130-150 тыс. тенге ежемесячно). В ближайшем будущем Диля мечтает о покупке собственного помещения, что позволит сократить затраты.
«Нашими основными инвесторами стали родители. В то время я не знала о программах и грантах, но сейчас нахожусь в этой среде и буду подавать документы на участие в них. Сегодня предпринимателям оказывается большая помощь от государства, просто многие об этом не знают», - объясняет собеседница.
На вопрос о том, есть ли в планах выйти на российский или европейский рынок, Диля ответила, что для этого необходимо увеличивать производственную мощность. Пока она ограничена. Пять-шесть кг хлебцев позволяют удовлетворить лишь спрос постоянных клиентов, участвовать в эковыставках и обеспечивать продукцией экомагазины и йога-центры города.
«Сначала мы хотим освоить рынок Алматы и выйти на супермаркеты. Чтобы выйти на рынок Германии, нужны большие объемы, упаковочные линии. Но мы будем делать маленькие шаги для осуществления этой мечты, – рассказывает она. – С Россией мы тоже не конкуренты. Например, лен мы покупаем в России, и там он стоит намного дешевле. На их рынке представлены разные виды хлебцев, ниже по стоимости по сравнению с нашими. Помимо того, что лен – российский продукт, за счет чего он обходится дешевле местным компаниям, у них также большие производственные мощности. За счет этого они ставят более низкую цену. Мы же пока не можем этого сделать».
Продукт премиум-класса
По словам собеседницы, пока в Алматы немного производителей хлебцев, и конкурентов она рассматривает как партнеров. Рынок практически не освоен, и продукт только набирает популярность среди потребителей.
Стоимость 100 граммов хлебцев варьируется от 750 тенге до 950 тенге в зависимости от состава. В линейке представлено 6 видов хлебцев. Диля относит свой продукт к сегменту премиум-класса.
«Мне бы очень хотелось, чтобы наш продукт могли себе позволить купить больше людей, поэтому я хочу снижать цену, а не повышать ее. А для этого сейчас нужно все силы бросить на расширение производства, чтобы снизить себестоимость и розничную стоимость продукта. Выпускать в сутки не 5 кг, а 15-20 кг хлебцев. За 750 тенге человек со средним достатком скорее выберет для себя покупку обеда, чем наши хлебцы», - объясняет бизнесвумен.
Многие узнают о продукции через сарафанное радио и экоярмарки. «Обычно в сотрудничестве с компаниями инициативу проявляю я. У нас одна сфера деятельности, и я уверена, что мы можем совместные идеи привнести в общество. Помимо Алматы, наши хлебцы продаются в Нур-Султане и Семее. Есть постоянные клиенты, – делится собеседница. – Физический магазин мы открывать пока не планируем, это потребует слишком много затрат. В перспективе открыть онлайн-магазин».