«Это нестандартный бизнес, в Казахстане его нельзя назвать популярным. Но в чем я могу заверить: то, что мы делаем, не повторит никто и никогда», - говорит Дмитрий Петров. Сначала в это сложно поверить, но потом, взглянув на творения его команды, уже не приходится сомневаться в справедливости его слов. На стенде комплекса «Атакент», где компания участвовала в выставке «Мебель и интерьер», красуются продольные спилы стволов разных пород деревьев (слэбы) шириной более метра и раскрывающие всю природную текстуру дерева. Они цвета миндаля и коричневой яшмы с темными прожилками, которые можно легко разглядеть и удивиться их витиеватости и переплетениям.
Три года назад Дмитрий Петров создал компанию Slab.kz по производству мебели и предметов интерьера из продольного или поперечного спила с живым краем. Это могут быть изголовья кроватей, впечатляющие своими размерами столы для переговоров или небольшие журнальные столики, очаровательные столешницы. Но все они будут уникальны, потому что главный мастер – сама природа.
«На 90% задействован ручной труд, на 10% - современные инструменты и материалы. Суть в совмещении дерева с современными материалами, например, стеклом, металлом, смолами и т.д.», - говорит Дмитрий.
Для вдохновения в Slab.kz используют работы лучших мастеров по мебели из слэба и предметам декора в мире. В разговоре с корреспондентом Kapital.kz Дмитрий рассказал, сколько стоит такая роскошь, развеял пару мифов о деревянной мебели и уточнил, почему компания готова развивать собственных конкурентов.
- Дмитрий, ваши слэбы, да и стол, который сделан из такого спила и за которым мы сейчас сидим, очень впечатляют. Это не только мое мнение, но и посетителей выставки, которых притягивает ваш стенд.
- Спасибо. Мы работаем только со слэбом дерева - это по сути необрезная доска, однако это не совсем так. Понятие пришло с Запада и переводится как "кусок, ломоть". В Казахстане мы пока первая и единственная компания, которая занимается только этим бизнесом и имеет полный цикл производства: от ствола до готового изделия. Уникальность в самом материале – каждый срез эксклюзивен и поэтому из него получаются неповторимые вещи. То, что можно сделать из слэба, безгранично и зависит только от фантазии мастера и заказчика. Есть заблуждение у большинства людей, что деревянная мебель предназначена только для загородного дома. На самом деле - это не так, наша мебель – на 99% очень современные изделия, выполненные в стиле эко, лофт, рустик. При этом они удивительным образом меняют даже самый минималистичный дизайн. Стоит в помещение с бетонными потолками и крашеными стенами добавить элемент с природной формой, как оно меняется и преображается.
- Вы работаете по индивидуальным заказам или есть тиражность в производстве?
- 90% наших изделий – это эксклюзив для конкретного клиента. Сначала мы подбираем сам слэб, затем появляется понимание, какой обработки он потребует, обсуждаем финишное покрытие – масло, пчелиный воск, что делает изделие на 100% экологичным. Если это вещь в офис, или же есть цель повысить эксплуатационные характеристики, то используются лаки. В результате формируются стоимость и срок изготовления заказа, который начинается от месяца и более. Очень важен интерактив с клиентом, то есть нельзя зайти в наш интернет-магазин, сделать заказ в один клик и в течение дня получить его. Клиент обязательно так или иначе участвует в процессе изготовления изделия и по большей части так происходит потому, что основная масса наших заказчиков – люди «в теме», им интересен каждый этап производства. Еще раз повторю, потому что это важно - основное преимущество наших изделий заключается в красоте, которая создана природой, мы же только, так сказать, делаем огранку для нее.
- Значит конечный результат, например, вид стола зависит от его владельца?
- Конечный результат - это всегда в определенной степени интрига. Дело в том, что на заготовке – слэбе – почти не видно рисунка, это монотонное деревянное пятно природной формы. И хотя мы моделируем стол, чтобы оправдать ожидания заказчика, конечный вид изделия открывается только в самом конце производства - при финишном покрытии, когда уже прошел месяц работы.
- Интересно. А почему это такой долгий процесс?
- Дерево в спиленном виде остается живым материалом и продолжает меняться под воздействием перепада температуры, влажности – его коробит. Когда ствол распилен, древесину нужно просушить, дать ей время адаптироваться к внешним условиям. В некоторых случаях необходима термообработка. К сожалению, в Казахстане для этого нет соответствующего оборудования, поэтому нам иногда приходится отправлять наше дерево в Россию. Потом оно возвращается в Алматы, и мы с ним работаем - это от начала до конца ручной труд. Станки применяются, но в минимальной степени, потому что зачастую габариты заготовки не оставляют выбора.
- Что самое необычное вам заказывали?
- Нужно было обшить колонну высотой 4-5 метров и диаметром 10 метров слэбом орехового дерева: 12 элементов, которые символизируют число месяцев в году.
Хочу подчеркнуть, что мы сами ни в коем случае не спиливаем деревья, это наша принципиальная позиция. Нам часто предлагают, но это прерогатива других людей. Деревья спиливают регулярно по разным причинам, например, в рамках застройки города. Мы находимся на связи с теми, кто валит деревья, подходящий для нас материал – стволы до 1,5 метра в диаметре. Для большинства столяров они неудобны, стандартная пилорама их не распилит. А у нас есть для этого специальное оборудование.
- Это дорого? И сколько в результате стоит ваша мебель?
- Слово дорого очень неопределенное. Дерево – это всегда недешево, равно как у нас недешевые изделия – это ведь ручной труд. Цена небольшого журнального столика может начинаться от 100 тыс. тенге, стола для переговоров – от 500 тыс. тенге. Мы работаем в основном с тремя породами дерева – карагач, дуб и орех. Все дерево местное, но можно привезти под заказ что угодно, правда ценник и сроки будут другими. За два года мы выросли как в масштабах производства, так и в техническом плане, который влияет на качество конечного изделия. У нас есть постоянные клиенты, и практически нет того, кто купил бы что-то и связь прервалась. Мы следим за состоянием проданных изделий и при необходимости их реставрируем, причем не всегда делаем это за деньги, поэтому нашу компанию советуют друзьям и знакомым.
- Еще и потому, что у вас нет конкурентов, верно?
- Это не совсем так. Наш рынок пока не готов ответить большим спросом, и без ложной скромности наша компания сейчас его формирует, но при этом не ведет себя, как собака на сене. Мы даем возможность начать заниматься этим делом всем, кто захочет. Это показывает наше новое направление по торговле самим слэбом дерева и расходными материалами для подобных производств. Когда мы начинали, ничего этого в доступе в РК не было.На наш век (и возможности производства) клиентов хватит, зато наши коллеги помогут нам популяризировать это новое и очень красивое направление на безграничных просторах нашей родины.
- Что дальше?
- В планах выход на рынки ближнего и дальнего зарубежья . Там тоже есть ценители ручной работы. Наш материал не уступает по свойствам и красоте, так что будем продвигать товар «Сделано в Казахстане» из нашего материала по всему миру.