Большие корпорации уже не могут планировать стратегии развития на 30-50 лет вперед из-за стремительного развития технологий и изменения предпочтений у потребителей. «В этих условиях любой компании придется взаимодействовать с внешним миром, привлекая, как можно больше талантливых групп извне», - сказал модератор-консультант в области корпоративных инноваций Рашид Дюсембаев на панельной дискуссии ежегодного фестиваля Go Viral. На сессии предприниматели и работники крупных корпораций обсудили с какими сложностями приходится сталкиваться казахстанским стартапам, работая с крупными корпорациями, наблюдаются ли в других странах подобные проблемы и как их можно решить, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Управляющий директор блока информационных технологий Альфа-Банк Казахстан Андрей Сабынин считает, что на рынке корпоративных инноваций у молодых компаний огромные перспективы и потенциал для развития. «Необходимость этой работы (привлечение стартапов - Ред.) и ее важность топ-менеджеры компаний и банков только начинают понимать. Мы, как банк, активно пропагандируем партнерство как с крупными компаниями, так и с небольшими стартапами», - сказал он.
Говоря о сложностях взаимодействия с молодыми командами, он отметил, что трудности есть с обеих сторон.
«Я бы начал не с молодых команд, а с самих организаций. Механизмы принятия решений в крупных компаниях и разделение функций по разным подразделениям зачастую приводят к тому, что кроме CЕO никто не может единолично принять то или иное решение. Поэтому, даже молодые и талантливые компании, которые хотят работать с энтерпрайзом, часто сталкиваются с тем, что живут в разных временных горизонтах. И первая проблема связана не со стартапами, а с внутренними процессами больших корпораций, их жесткой регламентацией и бюрократией», - поясняет Андрей Сабынин.
Что касается стартапов, то им зачастую не хватает терпения. Не все понимают, зачем проходить дополнительные проверки, активности связанные с информационной безопасностью. «Стартапы мыслят категорией "здесь и сейчас"», - отмечает спикер. И самое важное во всем взаимодействии, правильно сформировать двусторонние ожидания.
Предприниматель, директор Ace Light Бахытжан Дос рассказал о сложностях, с которыми его компании пришлось столкнуться, работая с корпорациями. Он предостерег молодых бизнесменов не питать иллюзий.
Ердос Мендыбаев, сооснователь школы программирования, поделился своими методами работы с крупными компаниями. Так, лучше начать взаимодействие с первым лицом в корпорации, или с тем, кто владеет бюджетами.
«Мы поняли, что с казахстанскими компаниями работать очень тяжело. У нас уровень корпоративных взаимодействий со стартапами еще в зачаточном состоянии. Стартапы работают очень быстро, корпорации не способны на такой темп. Поэтому мы решили разворачиваться в сторону международных компаний. В РК будем работать только с теми, кто понимает, как работать со стартапами», - сказал он.
Директор SAP Global Security Глен Фури, считает, что аналогичную проблему можно увидеть, работая с корпорациями по всему миру. «Грустно отмечать, что в остальном мире проблемы те же. Стартапы двигаются быстрее, и есть гигантские, неповоротливые корпорации, которые не могут работать в таком темпе. Создавая продукт, вы должны удостовериться в том, что он решает определенную бизнес-проблему. Инновации рождаются как ответная реакции на проблемы», - объясняет Глен Фури.
Ведущий дискуссии Рашид Дюсембаев также дал собравшимся несколько советов. Он заметил, что у любой компании есть план годовых закупок, тендерные процедуры. От момента зарождения идеи и ее реализации может пройти от 6 до 9 месяцев. Если стартап будет к этому готов, то сможет работать с корпорациями.
Говоря о перспективах, Андрей Сабынин рассказал, что к нему часто приходят молодые ребята с горящими глазами и предлагают продукт, который организации не сможет монетизировать и получить выгоду.
«На самом деле, начиная любое партнерство, нужно помнить, что оно должно быть win-win. Пока не появятся корпоративные венчурные фонды, взаимодействие с корпорациями заключается в том, чтобы найти бизнес-модель при которой всем будет выгодно, у которой понятная модель монетизации и сценарий развития. В целом я не вижу большого отличия казахстанского рынка от российского. Если перспективы у любого стартапа будут радужные и компания поймет, как она будет зарабатывать и как пройти первый этап за счет своих внутренних сил, то все получится», - подытожил он.