На панельной сессии ежегодно фестиваля Go Viral предприниматели и инвесторы обсудили, почему же в странах Центральной Азии все еще нет глобальных инновационных компаний, и что нужно сделать, чтобы они появились, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Что нужно сделать, чтобы технологические стартапы из ЦА стали конкурентоспособными на мировом рынке?
По словам Татьяны Канзавелли, предпринимателя и инвестора в сфере здравоохранения, для начала необходимо провести валидацию бизнес-кейса не только в своей стране, но и на целевом рынке. Ведь большое количество стартапов терпят поражение еще на уровне "спроса и предложения". Если эта работа не будет проделана, то стартап станет очередной технологией, которую никто не будет использовать, а если и будут, то не станут за нее платить.
Международный консультант по бизнес-стратегии, инвестиционный менеджер Джефрей Доненфельд, считает, что очень важно понимать рынок, на котором компания работает. Не всегда нужно строить стартап в глобальном масштабе с самого начала. «Построение продукта, который имеет фундаментальное технологическое решение, или меняет фундаментальные параметры самой отрасли - важно для наличия глобального прицела. Научитесь продавать ваш стартап много-много раз, и тогда вы сможете эффективно продвигать его на рынке», - отметил предприниматель.
По мнению Масрура Исшанова, руководителя IT Департамента Группы компаний «55 Групп» в Таджикистане, первым шагом глобализации любого из стартапов, особенно в ЦА, должно быть присутствие его на центральноазиатском рынке.
Директор и партнер Namba Food Kyrgyzstan Азиза Анарбекова отметила, что в страны ЦА приходят уже тестированные решения с запада. «Бизнес, который строится в наших странах, работает на эффективность. Крайне редко мы можем увидеть инновации. Я верю в будущее инноваций ЦА, но для этого нужно изменить ментальность и заниматься менеджментом. Нужно обратить внимание на образование и выпускать больше специалистов», - говорит Азиза Анарбекова.
Что необходимо сделать государству, чтобы появились глобальные стартапы?
Татьяна Канзавелли считает, для создания стартапов необходима совместная работа государства, представителей сектора образования и предпринимателей. Роль государства особенно важна, но в сочетании с ролью других организаций.
Джефрей Доненфельд отмечает, что правительство может играть важнейшую роль в поддержке бизнеса. «Например, Американское правительство предоставляет грантовое финансирование малого и среднего бизнеса через ряд различных инициатив, организовывает специализированные программы нацеленные на малый бизнес, предпринимательство и финансирование через исследование. Чтобы предоставленные деньги расходовались правильно, существует большой уровень подотчетности», - отмечает он.
«Роль государства в развитии предпринимательства стоит почти на первом месте. Всю экосистему создает государство. Второе, налоговые льготы. Любой новый IT-бизнес, как маленький ребенок, его нужно вести пока он не встанет на ноги. Только тогда он начнет приносить прибыль. И третье, создание акселераторов, бизнес-инкубаторов, для этого нужна поддержка государства», - замечает Масрур Исшанов.
Азиза Анарбекова отметила - главное, чтобы поддержка со стороны государства не была токсична.
Чего не хватает Центральной Азии для глобальности?
«Мне трудно дать конкретные рекомендации, я не живу в этом регионе, - говорит Татьяна Канзавелли. - Я общалась с создателями стартапов из Африки и Мексики, которые смогли создать инновационные решения. Легче всего предпринимателям ругать правительство или сетовать на условия. Но сложнее всего посмотреть на себя и спросить: а делаем ли мы что-то инновационное и сможем ли мы преодолеть трудности? Предприниматели, которых я знаю, не рассчитывали на государство и много работали самостоятельно. И чем больше вы делаете ошибок, тем скорее ваш стартап станет успешнее».
Джефрей Доненфельд также советует не обвинять правительство и не ожидать чьей-либо помощи. Нужно быть в постоянном поиске и выносить опыт из любого провала.
По словам Масрура Исшанова, наблюдается большая нехватка грамотных специалистов. Многие уезжают за границу и реализуют свой потенциал там. Азиза Анарбекова считает, что не хватает масштабности.
Что нужно сделать, чтобы на рынке появились передовые инновации?
Татьяна Канзавелли советует скооперироваться с учеными и помочь им коммерциализировать свои идеи. Как правило ученые делают важные разработки, например, в сфере нефти и газа.
Масрур Исшанов считает, что не хватает синергии, между научными институтами и инновационными площадками. Нужно создавать научно-исследовательский бизнес-инкубатор. Площадки, объединяющие научный и инновационный подход.
Азиза Анарбекова говорит, что как правило, в странах ЦА не проводится много исследований. Поэтому необходимо привлекать экспертов извне, чтобы они проводили их оценку.
Отвечая на вопрос - в каких сферах могут появиться глобально успешные стартапы из ЦА, спикеры выделили здравоохранение, образование, сельское хозяйство, логистику, E-commerce, культуру и туризм.