Самообучающуюся систему поиска лекарств и их аналогов Darmeks Санат Жусупбеков создал еще в 2015 году. На ее разработку было потрачено около 15 млн тенге, 3 млн они получили благодаря программе «Дорожная карта бизнеса-2020», региональным координатором которой является акимат Алматы, и 2 млн - после участия в международной программе акселерации Tech Garden. Система работала на рынке Казахстана некоторое время, но сейчас временно заморожена. К сентябрю планируется запустить проект на узбекском рынке, а после продолжить на казахстанском. О том, что помешало сервису продолжить работу и благодаря чему стартап получает прибыль – Санат Жусупбеков рассказал корреспонденту «Капитал.kz».
Платформа с технологиями машинного обучения
«У моей мамы сахарный диабет, и я столкнулся с тем, что нужно искать и покупать много лекарств. Я понял, что найти лекарство или его более дешевый аналог большая проблема для многих людей. Идя в аптеку, вы не знаете заранее, если там то, что вам нужно, и сколько стоит необходимый препарат. Так и появилась идея создать проект в этой отрасли», – объясняет Санат Жусупбеков.
В основе платформы Darmeks лежит база данных медицинских препаратов с технологией машинного обучения. Система сортирует данные о каждом препарате согласно заданным критериям, запоминает каждое взаимодействие с пользователем, обучается и умеет прогнозировать. Кроме того, Darmeks может искать препараты по назначению и симптомам, по аналогам и конфликтам, по точкам сбыта.
Мировой фармацевтический рынок составляет $1 трлн. В Казахстане на закупку лекарств ежегодно тратится больше $1 млрд, из них 30% – государственные закупки.
«Ежегодно наше правительство закупает лекарств на $300 млн. Насколько это эффективно? Снижает ли это рост болезней? Не легче ли эти деньги направить на профилактику наиболее часто распространяемых болезней. Мне кажется очевидным предложить людям максимум из того, что для них может быть полезным», – замечает собеседник.
Санат Жусупбеков объясняет, что их сервис похож на «Яндекс.Маркет». Он даст возможность не только находить аналоги более дешевых лекарств, но и оформлять доставку на дом. К работе планируется подключить врачей, чтобы после описания симптомов они могли выписать онлайн-рецепт на покупку препарата.
После разработки проекта было предпринято три попытки его запуска. Когда сервис только создавался, на рынке у него не было конкурентов.
«Пять млн тенге, вложенные в проект, были привлечены извне. Нам их выделили в виде грантов. Но этого мало для IT-проекта, поэтому мы дополнительно вложили еще порядка десяти млн тенге из собственных средств. За время работы сервиса оборот составил несколько миллионов тенге и нам удалось выйти по операционным затратам в ноль. Но всех вложений еще не окупили», – объясняет Санат Жусупбеков.
Вести проект втроем оказалось достаточно сложно – команда выгорела эмоционально, потому как все свободное время приходилось посвящать проекту.
«Самое простое – это приводить клиента в аптеки и брать с аптек комиссию. Самостоятельно выполнять все операции сложно, а привлекать курьерские службы дорого и сервис будет плохим. А для собственного автопарка для доставки нужны инвестиции. Когда люди пользовались нашей платформой, они могли сделать предзаказ или попросить доставку лекарств на дом», – добавляет наш собеседник.
Фармацевтический бизнес требует миллионных вложений
По словам Саната Жусупбекова, повышенная стоимость многих препаратов объясняется тем, что фармацевтический бизнес слишком рискованный. Имея собственную фармкомпанию, необходимо миллиарды долларов инвестировать в исследования. Эти вложения дадут эффект через много лет. С момента, когда будет изобретено новое лекарство, необходимо еще много времени потратить на доказательную базу того, что препарат действительно работает. Патентное право на созданный препарат будет действовать только пять лет, после чего начнут создавать аналоги для него.
«Отчасти это справедливая модель, потому что она помогает крупным фармпроизводителям окупать свои инвестиции. Но это приводит к тому, что десять крупнейших компаний суммарно зарабатывают около $500 млрд от общего рынка лекарств в $1 трлн. Получается, что топовые производители контролируют половину глобального рынка, поэтому потребители сильно переплачивают. Например, упаковка терафлю стоит 2500 тенге, антигриппин 150 тенге и парацетамол, который лежит в составе всех этих лекарств, 25 тенге. Получается, мы переплачиваем до 99%. Там заложена огромная маржа. Конечно, есть еще другие действующие вещества, которые делают препарат более эффективным, но во столько ли раз?» – задается вопросом собеседник.
Еще одна проблема, которую отметил Санат Жусупбеков – работа медицинской системы. Обычно, после того, как врач назначает лечение, он не интересуется, помогло ли пациенту то или иное лекарство. Он может только предполагать.
«Я слышал, что сейчас врачи должны будут выписать не торговое название, а главное действующее вещество препарата. Такой подход создаст поле для конкуренции и будет более объективен для покупателей. Действующие вещества в лекарствах плюс минус одни и те же, и весь фармрынок держится на том, что вы не знаете о составе тех или иных лекарств. Это позволяет крупным игрокам зарабатывать на покупателях большие деньги», - добавляет он.
«Рынок лекарств построен по принципу: есть клиенты, пациенты, клиники и врачи. Врачи выписывают назначение, вы идете в аптеку, аптека заказывает лекарства у дистрибьюторов, последние у фармкомпаний. И эта система малоэффективна. Мы же собираемся предоставлять аптекам сервис для автоматизации, – объясняет Санат Жусупбеков. – Наша задумка была в том, чтобы помочь небольшим компаниям объединиться и создать единую сеть».
На чем зарабатывает система
«Мы зарабатываем на транзакциях, предлагая клиенту продукты фармацевтических компаний, и на том, что предоставляем врачам и аптекам CRM-системы. Мы можем также оптимизировать их работу. Меня удивляет, что на этот рынок зашли достаточно крупные компании и еще никто не сделал подобной системы. Недавно, заказывая в крупной аптеке витамины, я понял, что там все еще очень плохой сервис», – объясняет предприниматель.
Бизнес-модель проекта сложная. С одной транзакции можно заработать 100-200 тенге. Прибыль наступает после нескольких сотен транзакций в день.
Чтобы запустить проект в Узбекистане, предприниматели вели переговоры с инвестором, но он в последний момент отказался вкладывать деньги в проект. Однако с технической точки зрения он готов для запуска.
«С последним инвесторам из Узбекистана мы обсуждали, что нам необходимо около $50 тыс. на тестирование платформы, чтобы подтвердить гипотезу – действительно ли рынку нужен этот продукт. Потом мы сказали, что нам надо $500 тыс. Для Казахстана это небольшие деньги, но для Узбекистана весомые. Инвестор не готов был вкладываться. И мы решили, что к осени будем запускать проект самостоятельно в Узбекистане. После того, как апробируем модель там, будем запускать ее на нашем рынке», – объясняет собеседник.
«Мы хотим, чтобы наш продукт стал популярен во всем мире. Есть возможность начать работать в Китае, а в Узбекистане сейчас самый легкий вход. Мы, предприниматели, люди рациональные, идем простым путем. Так как сервису требуется очень много финансовых ресурсов, мы дополнительно занимаемся другими проектами, менее эноргозатратными», – заключил Санат Жусупбеков.