Собственник бизнеса, сотрудники и клиенты – главные действующие лица в любой компании. Именно от их эффективного взаимодействия зависит то, как будет развиваться бизнес в будущем и сколько прибыли он принесет. Однако практически в каждом коллективе найдется человек, способный не только сбить позитивный настрой команды, но и подмочить репутацию компании в целом. Кто такие токсичные люди, какой урон они наносят бизнесу и как с этим бороться, в интервью корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» рассказал Эльдар Байгужаев, психолог, эксперт по токсичным поведенческим моделям.
– Эльдар, что такое токсичная поведенческая модель?
– Если говорить простыми словами, это привычка вести себя и реагировать на людей, ситуации негативным образом через призму таких эмоций, как обида, страх, злость, ненависть и т.д. Токсичные модели поведения делятся на 2 вида: эмоциональные и материальные. На протяжении многих лет работа с ними показала очень высокие результаты. Особенно среди представителей бизнеса, то есть особо стрессового сегмента. Здесь эффективность доходит до 90%. Считается, что такой подход (работа с токсичными поведенческими моделями, – ред.) появился именно как инструмент решения проблем бизнеса в сферах с высоким психологическим напряжением. Яркий пример – сериал «Миллиарды», где главная героиня, штатный психолог, помогает менеджменту компании и трейдерам эффективно справляться с различными проблемами.
– Как она влияет на потенциал в бизнесе?
– Согласно исследованию, проведенному экспертами Harvard Business School в США, токсичный сотрудник наносит компании весьма ощутимый экономический ущерб – почти $12,5 тыс. убытка в год. Это без учета регулятивных штрафов, которые несет работодатель, увольняя персонал, потенциальных судебных разбирательств, негативного влияния на командный дух и дополнительных затрат на поиск нового специалиста.
При этом почти половина сотрудников, испытывающих на себе токсичность на рабочем месте, теряют интерес к должностным обязанностям. Так, 38% опрошенных экспертами сотрудников признались, что откровенно бездельничали, 28% – перерабатывали и выполняли чужую работу, что сказывалось на их показателях. Еще 25% – срывали недовольство на клиентах. В итоге компании несли серьезные репутационные риски.
– Как психоэмоциональное здоровье топ-менеджмента компании влияет на капитализацию и эффективность бизнеса?
– Влияет напрямую: человек зачастую окружает себя своим подобием. Допустим, если у топ-менеджмента компании активная эмоциональная токсичность, то атмосфера в коллективе напряженная, а иногда – агрессивная. Метод управления в такой организации, как правило, командно-административный и любая инициатива подавляется. Соответственно, такая среда не может привлечь высококвалифицированный персонал. Все это приводит к тому, что компания быстро достигает своего потолка и перестает развиваться.
– Какую работу топ-менеджер и владелец бизнеса может провести для того, чтобы стать менее токсичным?
– Первое, что необходимо сделать, – это определить, какой вид токсичности – эмоциональный или материальный – доминирует у человека. Важно понять, с чем именно предстоит работать. Следующий этап – выявление причин и их нейтрализация. Далее идет формирование новой модели поведения. Преимущество моей методики состоит в том, что клиенту даются простые техники, которые он в дальнейшем может использовать самостоятельно. Достаточно пройти несколько консультаций. На них большой упор идет на практику, так как мозг не воспринимает слова. К примеру, если человек не может бросить курить, и я скажу: «Не кури! Это вредно!», ему это никак не поможет.
– Нужно ли бороться со страхом?
– Страх – естественное чувство, которое помогло человеку дожить до нынешних времен. К примеру, некоторые люди на генетическом уровне испытывают страх перед насекомыми или змеями, даже если они никогда их раньше не видели и не знают что это. С таким страхом бороться не надо. Другое дело – невротические страхи, то есть когда ситуации нет, а человек включает фантазию и начинает ее постоянно проигрывать в голове. Это один из путей реализации токсичной программы.
– Эльдар, есть ли взаимосвязь между количеством денег у человека и уровнем страха?
– Прямой взаимосвязи как таковой нет. Страх – всего лишь проявление программы. У человека, живущего на последние деньги, страха гораздо больше. Он может позволить себе рефлексировать и эмоционировать на различные темы. Тогда как у представителей крупного бизнеса нет времени на такие программы. Им постоянно необходимо решать множество вопросов, поэтому для них страх – непозволительная роскошь. Поскольку большие деньги подразумевают и большую ответственность.
– Как вы думаете, какими качествами и психологическими задатками нужно обладать, чтобы стать бизнесменом?
– У каждого бизнесмена собственный уникальный путь к успеху. Какого-то единого рецепта или формулы процветания нет. Но у предпринимателей есть очень важные качества. Это и высокая склонность к риску, и способность справляться с большим давлением инвесторов, кредиторов и государственных органов, а также умение жить в условиях неопределенности. Ведь в бизнесе нет никаких гарантий. И когда вы видите успешного бизнесмена в шикарном офисе и дорогом авто, помните: это результат многих проб и ошибок.
Но главное, что отличает бизнесменов от обывателей, – умение переключаться с токсичных программ на решение конкретных задач компании. Таким образом, они получают удовлетворение в виде прибыли и процветания бизнеса. В психологии этот подход называется «формирование новой рефлекторной дуги». Это одна из методик выстраивания конструктивных поведенческих моделей, которой я и учу на консультации.
– Какая отрасль подвержена наибольшим стрессам и более токсична для топ-менеджмента компании?
– Больше всего стрессам подвержены отрасли, где присутствуют финансовая ответственность, повышенный риск травматизма или угроза жизни сотрудников. В их числе: банковский сектор, промышленное производство, строительство и сфера услуг. Если говорить в разрезе профессий, то ежедневному стрессу подвергаются сотрудники охранных агентств и люди, занимающиеся трейдингом. Однако связь между стрессом и токсичностью не всегда прямая. То есть в небольшой компании, где уровень стресса и опасности ниже, чем в перечисленных отраслях экономики, токсичность может быть в разы выше.
– Нужно ли HR-департаментам влиять на психологическую атмосферу в компании?
– На самом деле HR-департаментам важно влиять на атмосферу в коллективе, формировать и корректировать ее. От правильного управления персоналом во многом зависит и успех бизнеса. Компании, где царит теплая дружеская атмосфера, более процветающие, чем организации с агрессивной психологической средой. Грамотная кадровая политика и комфортные условия труда стимулируют сотрудников работать гораздо эффективнее.
Для работы с персоналом можно привлечь и психолога. С его помощью HR-департамент получит портрет свойственных работнику токсичных поведенческих моделей. Это поможет сформировать программу развития сотрудника и выстроить эффективную модель мотивации. Очень помогает групповая работа, когда люди начинают вспоминать моменты начала слива токсичности. Вовлеченность в процесс становится выше, а встраиваемость навыков – эффективнее.
– Различаются ли токсичные поведенческие модели в женском и мужском предпринимательстве?
– Исторически так сложилось, что у женщин лучше развита префронтальная кора головного мозга, а у мужчин – таламус. Именно поэтому мужчины более агрессивные, но на охоте, где требовалось быстро оценивать ситуацию и принимать решение, бить или бежать, это качество очень пригождалось.
У мужчин превалирует активная материальная и эмоциональная токсичности. Последняя выражается в активных действиях и проявлениях отрицательных эмоций: гнева, злости, раздражения. Материальная токсичность – это денежный слив. Человек начинает неэффективно распоряжаться заработанными средствами своими или других людей. Это может быть склонность к азартным играм, шопомания или наличие людей-паразитов, счета которых оплачиваются вами.
У женщины превалирует пассивная эмоциональная токсичность. Ей свойственно накапливать такие эмоции, как обида, ненависть, раздражение, злость. Причем копить и не высказывать их женщины могут годами. Однако рано или поздно это приводит к срывам, скандалам и не дай бог в этот момент попасть ей под горячую руку.
В качестве примера приведу историю одной клиентки. Как и в большинстве случаев, все началось еще в детстве. Конфликты в семье, развод родителей, обида на отца, дружба с детьми с такими же проблемами и психотипом «спаситель» – все это привело к тому, что у нее сформировалась привычка жаловаться всем и обсуждать все свои трудности.
А в какой-то момент ей стало казаться, что все начали от нее отворачиваться и предавать: супруг, друзья, партнеры по бизнесу. Что же происходило на самом деле? Пока она была успешна и все видели какие-то бонусы от общения с ней, окружение поддерживало эти отношения. Но постепенно они стали уменьшать общение с ней или полностью его прекратили. Друзья устали слушать об одном и том же на протяжении многих лет. Партнеры, пока она выполняла свои обязательства, терпели, но как только показатели упали, мотивация слушать исчезла. Однако все это можно поменять, изменив токсичную программу на здоровую.
– Эльдар, кто чаще всего обращается к вам за помощью?
– 90% клиентов – женщины. Из них 70% успешные люди в возрасте 30-45 лет с уровнем дохода выше среднего. Мужчине сложно признать свои проблемы и начать их решать. Ему легче сказать: «Это все супруга, жизнь, но точно не я!». Даже когда мужчины обращаются, звучит это примерно так: «Я слышал, вы хороший психолог, хочу отправить к вам жену. Мозг вынесла, жизни нет, пилит и пилит, я убегаю из дома на выходные, вернее уже в четверг! Сделайте, пожалуйста, что-нибудь!» То есть он не спрашивает себя, почему он привлек такие отношения, ему легче отправить ее на консультацию, а самому поехать на рыбалку, полететь на матч Лиги чемпионов и т.д.
– Как воспринимаются услуги психолога в Казахстане?
– Ситуация очень отличается от Запада, где заботящихся о своем психологическом здоровье людей в разы больше. Для сравнения: в Казахстане этот показатель не превышает 5% от общего количества клиентов. Более того, за рубежом люди гордятся тем, что ходят к такому специалисту, это подчеркивает их статус. У нас наоборот: все стараются это скрыть. У казахстанцев же есть понимание того, что заниматься спортом и поддерживать физическое здоровье – это хорошо. С психологическим здоровьем должно быть то же самое, и это важно понимать каждому!