Российские власти очень сильно лоббируют интересы своих производителей кондитерской продукции. Этот момент кондитерская фабрика «Рахат» ощутила на себе. В компании подчеркивают, что компания «Рахат» постоянно находится в судебных в тяжбах на территории России. Об этом на пресс-конференции в Алматы заявил председатель правления «Рахата» Константин Федорец. Об этом сообщает центр деловой информации Kapital.kz.
«Экспорт «Рахата» ежегодно, начиная с 2016 года, растет на 1% в год в объеме и на 4,5% в денежном выражении. Доля экспорта в нашем обороте составляет около 22%. Это достаточно высокий показатель, но не такой, каким мы хотели бы его видеть. Есть несколько причин, почему так происходит. Россия занимает первое место по экспорту - 59%, второе Кыргызстан - 19%, 8% - Узбекистан. Объем экспорта в Кыргызстан ощутим, потому что там у нас есть дочернее предприятие, которое мы полностью контролируем, ведем работу с дистрибьюторами. В прошлом году объем поставок продукции в Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Монголию вырос - это радует», - отметил Константин Федорец.
Глава «Рахат» Константин Федорец
Между тем он уточнил, что экспорт продукции «Рахата» в Россию снижается, в 2018 году - на 2%.
«Казалось бы, ЕАЭС должен был бы способствовать продажам продукции одной страны в другие страны союза. Но на деле все не совсем так. Все-таки Россия предпочитает действовать с позиции силы везде, в том числе и в рознице. Наша продукция подвергается преследованиям со стороны российских производителей кондитерских изделий. У них (кондитеров РФ. - Ред.) очень сильное лобби по связям с местными властями: министрами, таможней, налоговыми органами», - делится Константин Федорец.
Он отмечает, что разбирательства в России касающиеся претенций к фабрике «Рахат» обычно начинаются с товарных знаков.«Хотя мы используем товарные знаки, на которые имеем права на территории РФ. Но в России все равно находятся какие-то зацепки к нам. Понятно, юристы на территории своей страны всегда сильнее. До степени смешения в России выявляются товарные знаки, которые чем-то похожи между собой: рачки похожи на ракушку-завитушку, и начинается такая эквилибристика. Мы пытаемся от этого уходить (от схожих изображений на продукции. - Ред.), называя, к примеру, конфеты, какими-то непохожими именами. В результате на рынке России наша продукция оставалась только с казахскими названиями, которые россияне не могли уже перенять. Но мне кажется, там (в России. - Ред.) по товарным знакам нет предела беспределу. Мы постоянно в России находимся в каких-то тяжбах. На время тяжб местные российские власти арестовывают всю продукцию «Рахата» в местных магазинах. В результате владельцы магазинов начинают сомневаться - работать с нами или нет», - заметил Константин Федорец.
По его словам, юридические службы российских производителей союзов кондитеров «ведут с «Рахатом» войну по нескольким фронтам, в том числе в Германии и Беларуси».«Думаю, что борьба, которая ведется в отношении нас в России, будет бесконечной. Ранее были попытки сесть за стол переговоров. В то время и с казахстанской стороны, и с российской работали управленцы кондитерских компаний находили взаимопонимание. У них даже условно был негласный некий пакт о ненападении, какое-то время он работал. Но, когда произошла смена акционеров и управленцев этих компаний, пакт уже перестал действовать. С стороны российских кондитеров по отношению к нам борьбу можно назвать стрельбой из пушки по воробьям. Дело в том, что доля «Рахата» в России около 1%, им нужно бороться с другими игроками», - отметил Константин Федорец.
Глава «Рахата» считает, что «наши органы также не должны дремать». Они также должны выполнять какие-то протекционистские функции.
«Хотелось бы, чтобы государство сделало анализ по ЕАЭС, кто из кондитеров нарушает техрегламенты ЕАЭС. По нашей информации, все-таки не все иностранные кондитеры в Казахстане выполняют техрегламенты по своей продукции. Мы даже оплатим этот анализ. Мы с Ассоциацией кондитеров много работаем, Минсельхоз наc внимательно слушает по поводу наших проблем», - заметил Константин Федорец.