В компании «ЛОТТЕ Рахат» обсуждают инициативу о переносе крупнейшей алматинской фабрики в индустриальную зону. Этот проект вошел в «Программу развития Алматы до 2025 года и среднесрочных перспективах до 2030 года». Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с новым главой компании Ахмедом Ахраровым и узнал, какова вероятность, что проект будет реализован, и каких еще изменений стоит ожидать в работе предприятия.
- Ахмед, вы недавно стали председателем правления компании «ЛОТТЕ Рахат». Как долго вы рассматривали предложение занять эту должность?
- Как правило, отбор кандидатов на такие позиции происходит поэтапно. В данном случае процесс отбора занял около шести месяцев. Полученное предложение рассматривал в течение трех недель.
- Насколько мне известно, ранее вы также работали в кондитерском бизнесе – эта сфера для вас не нова. Вы возглавляли представительство Mars Overseas Holding в 11 странах региона Центральная Азия, были гендиректором в Mars Kazakhstan LLP. Также вы работали в Ferrero, на кондитерской российской фабрике «Конти-Рус»…
- Верно, в 1994 году присоединился к команде Mars Центральная Азия. В 1998 году, после перевода представительства из Ташкента в Алматы, возглавил офис Mars Inc в Казахстане. С 2004 по 2009 год был руководителем представительства Mars Overseas Holding. После 15 лет работы в Mars перешел в немецкую компанию Beiersdorf на позицию генерального менеджера по Центральной Азии и странам Закавказья, где проработал около четырех лет. Также у меня был опыт работы в Electrolux и Samsung Electronics. В компании «Конти-Рус» проработал около года. Последние шесть лет руководил бизнесом компании Ferrero.
Как правило, в сферу моей ответственности входили рынки: Казахстана, страны Центральной Азии и Южного Кавказа, Монголии, Беларуси и Молдовы.
- Да, у вас значительный опыт работы на кондитерском рынке… Почему все-таки выбор пал на «ЛОТТЕ Рахат»?
- Мой опыт работы в глобальных компаниях, лидерах индустрии на рынках СНГ, в большей степени связан с операционной деятельностью в области продаж, продвижения продукции, логистики и дистрибуции.
Предложение о работе в «ЛОТТЕ Рахат» сразу заинтересовало меня, ведь предприятие является лидером кондитерского рынка в Казахстане, имеет три производственные площадки полного цикла, восемь дочерних торговых организаций, транспортно-логистическую компанию, 13 фирменных магазинов. Поэтому мой выбор был очевиден.
- Какие стратегические цели перед вами поставили акционеры предприятия, когда вы приступили к своим обязанностям?
- Главная цель, которая сейчас на повестке - модернизация наших производственных площадок. Сегодня у нас функционирует одна такая площадка в Алматы и две в Шымкенте. В Шымкенте мы намерены объединить две производственные площадки в одну. Планируем перенести производственные линии одной из фабрик, приобретенной в начале 2000-х годов, в более модернизированную, запущенную в 2015 году. Первая фабрика уже морально устарела и давно требует обновления оборудования, на второй есть свободные площади. За счет объединения повысится эффективность производственных мощностей, сократится логистическая цепочка. Это позволит сконцентрировать работу технического надзора в одной локации.
- Что будет с помещением в Шымкенте, которое освободится?
- Мы пока не решили, возможно, там будет склад для сырья и готовой продукции.
- По вашим оценкам, в какую сумму может обойтись объединение двух шымкентских фабрик?
- По моим оценкам, с учетом модернизации оборудования этот процесс может стоить несколько десятков миллионов долларов.
- Также вы упомянули о модернизации производства в Алматы. Идет ли речь о передислокации фабрики в Индустриальную зону города?
- Решение о переносе алматинской фабрики в Индустриальную зону Алматы еще не принято. Сейчас активно занимаемся поиском подходящего участка для нее. Если найдем его в промышленной зоне, то планируем приобрести этот участок. Там мы хотим построить завод, который бы соответствовал всем международным требованиям. Сейчас рассматриваем участок площадью до 30 га.
- Можно ли говорить о том, что решение о передислокации было продиктовано акиматом?
- Нет, еще около 10 лет назад вопрос передислокации уже стоял на повестке предприятия - рассматривался проект строительства фабрики в поселке Байсерке в Алматинской области. Но эта идея оказалась экономически невыгодной для нас. Тогда уже встал вопрос о переносе производства в Индустриальную зону Алматы.
Площадей, которыми располагает фабрика сейчас, недостаточно для расширения производства. Как правило, кондитерское производство обычно расширяется горизонтально, не надстраивая этажи. А для этого нужны дополнительные площади. Мы же находимся в соседстве с коммерческими объектами торговли (рынок «Зеленый базар») и окружены транспортными артериями – соответственно у нас нет возможности расширить площади и наращивать производственную мощность. На новой же площадке будет развита инфраструктура, которая поможет нам повысить эффективность бизнеса. К тому же мы наблюдаем расширение мегаполиса, промышленные предприятия постепенно будут переноситься за пределы Алматы.
- Если фабрика все-таки будет перенесена, будет ли она полностью оснащена новым оборудованием?
- Часть оборудования, которая была закуплена недавно и соответствует современным стандартам, будет перевезена. Передислоцировать устаревшие линии 90-х годов не имеет смысла, они будут заменены на новые.
- Сколько может стоить передислокация в Индустриальную зону Алматы?
- Пока рано об этом говорить. Покупка одной производственной линии может обойтись в миллионы евро. А их будет несколько. Также будут предусмотрены значительные бюджеты на строительство фабрики, привлечение подрядчиков и так далее.
- Планируется ли привлечение финансирования извне?
- Предполагаю, это будет гибридная схема: будут использоваться как собственные средства LOTTE, так и заемные.
- В каких странах планируете приобрести оборудование?
- В первую очередь в европейских странах - Германии, Австрии, также рассматриваем Турцию. Все эти вопросы еще прорабатываются.
- Если окончательное решение по переносу фабрики будет принято, в какие сроки это может произойти?
- Если вопрос будет решен в положительном русле, то переносить производственные мощности будем поэтапно. Когда мы определимся с земельным участком, будут задействованы специалисты LOTTE для проведения экспертиз, после консультаций с ними будет начат отбор подрядчиков в Казахстане для строительства фабрики. Думаю, что в ближайшие 5-7 лет можно будет передислоцировать производство в индустриальную зону, но это может занять больше времени… Сроки будут зависеть от многих причин: скорости подведения коммуникаций к участку, финансирования и так далее. Мы будем придерживаться высоких мировых стандартов при строительстве новой фабрики.
- Что будет в этом случае со старым зданием фабрики?
- Решение по нему пока не принято.
- В период обострения геополитической ситуации бизнес столкнулся с проблемами в сфере логистики. Вы многие компоненты закупаете за рубежом. В связи с этим как на вас повлияла геополитика?
- Из-за кризиса сроки поставок определенного сырья могли достигать нескольких месяцев. Чтобы снизить эти риски, мы стали пересматривать свои логистические цепочки. Сейчас максимальный срок задержки груза не превышает нескольких недель. Мы тщательно отслеживаем все маршруты наших поставщиков, ведь практически все сырье приобретаем за границей. Например, сухое молоко привозим из Франции, Польши, Новой Зеландии, арахис – из Бразилии, Аргентины и Узбекистана, миндаль – из США, кешью – из Вьетнама, какао-бобы – из Ганы.
- А что насчет сахара?
- Проблемы с сахаром были, когда в 2022 году Россия временно ограничила вывоз этого продукта из страны. Сейчас же сложностей с поставками этого сырья у нас нет. Мы по-прежнему покупаем российский сахар напрямую у производителей.
- Какое сырье в большей степени подорожало в связи с геополитикой?
- Мы ориентируемся на мировые биржевые цены
на сырье. Если говорить с точки зрения геополитической ситуации, то
цены на сырье и материалы в текущем году выросли незначительно. Но с учетом удорожания услуг на транспортировку, в конечном
итоге их стоимость увеличилась в
среднем на 15-20%.
- Планируете ли вы повышать цены на свою продукцию?
- Стараемся их сдерживать, но это не всегда получается. Некоторые игроки рынка пытаются удержать цену на свою продукцию за счет снижения ее веса в упаковке – мы не идем таким путем.
Плитка нашего шоколада «Казахстанский» по-прежнему весит 100 грамм, а не 85-90 грамм. Но процесс корректировки цен на нашу продукцию неизбежен, это лишь вопрос времени, к сожалению. Ведь, как я говорил ранее, стоимость нашей продукции напрямую зависит от мировых цен на сырье.
- В связи с геополитической ситуацией прощупывают ли казахстанский рынок российские кондитерские фабрики?
- У меня нет проверенной информации на этот счет. Крупные российские производители ориентируются не только на внутренний, но и на внешний рынок. И, возможно, некоторым из них может быть менее интересен казахстанский рынок. Тем более не стоит забывать, что в рамках ЕАЭС товары из России экспортируются беспошлинно. К тому же волатильность рубля делает нашу продукцию менее конкурентоспособной на внутреннем рынке.
Хотелось бы, чтобы паритет по размещению продовольственных товаров казахстанского производства в размере не менее 30% на полках магазинов соблюдался. Соблюдение этих правил торговли помогло бы всем локальным производителям и бизнесу в целом. Это в первую очередь, рабочие места и налоги.
- Вы сократили поставки своей продукции в Россию?
- Нет. Мы намерены расширить свое присутствие на российском рынке за счет выхода на полки федеральных сетей. Сейчас уже есть договоренность с одной из таких сетей.
- Менялась ли как-то рецептура производства плиточного шоколада с момента вхождения в капитал предприятия южнокорейских инвесторов? Среди казахстанцев есть мнение, что его вкус все-таки поменялся…
- Насколько мне известно, технология производства шоколада не пересматривалась. Скажу больше, глобальные производители кондитерских изделий обычно для производства шоколада покупают какао-массу и уже из нее производят шоколад. На нашей же фабрике, напротив, налажен полный цикл его производства. Какао-бобы завозим из Ганы в джутовых мешках, затем они проходят процесс очистки, обжарки, измельчения, конширования и темперирования, и только после всех этапов, которые занимают 48 часов, получается шоколад.
- На какие рынки вы намерены выйти в ближайшее время?
- Мы экспортируем свою продукцию в 18 стран дальнего зарубежья. Это государства ЕС, Центральной Азии, Монголия. Намерены перезапустить сотрудничество со странами Южного Кавказа – развить дистрибьюторскую сеть. Также усиливаем акцент на Узбекистан – мы видим, что этот рынок имеет большой потенциал.
- В 2018 году тогда еще глава фабрики Константин Федорец заявлял, что в ближайшие несколько лет планируется, что «Рахат» станет «вертикально интегрированной многопрофильной компанией, которая зайдет в другие секторы пищевого производства». Есть ли у вас планы по выходу в сегмент других пищевых продуктов?
- Да, у нас есть такие планы. В прошлом году мы вывели на рынок шоколадные батончики. В этом году будем расширять их ассортимент.
У LOTTE есть глобальная экспертиза в производстве снеков на рынках Азии, поэтому в настоящее время мы прорабатываем вопрос по их производству. Речь идет о различной продукции для перекуса: от орешков, сухариков до чипсов. Сначала изучим спрос на эту продукцию на рынке Казахстана и после уже решим, стоит ли нам заходить на этот рынок. Исследования показывают, что снеки востребованы среди молодой аудитории до 25 лет. И согласно нашим и глобальным исследованиям, рынок снеков достаточно перспективный. Если этот продукт примут казахстанские потребители, то мы можем запустить его производство в среднесрочной перспективе.
Читайте также
Председателем правления станет нерезидент Казахстана Ахмед Ахраров