Еще 5−6 лет назад казахстанские бизнесмены не горели желанием посещать какие-либо тренинги, обучающие программы, переживая, что тем самым они признают свою несостоятельность. Потом ситуация заметно изменилась, и люди бросились участвовать во всевозможных мероприятиях, посвященных бизнес-образованию. Какое отношение к бизнес-тренингам можно считать здоровым и как точно определить их эффективность, рассказал основатель компании «Монста Бизнес» Артем Монста.
— Как правильно относиться к бизнес-тренингам?
— Есть люди, которые очень негативно относятся к бизнес-тренингам. Это в основном те, кто строил бизнес в 90-е годы и считает, что зарабатывать нужно только так, как они это делали, и никак иначе. И существующая парадигма передается некоторым молодым ребятам. Есть другая часть людей, считающая, что нужно учиться и развиваться. Я вхожу во вторую категорию. Хотя я не пытаюсь навязывать кому-то собственные взгляды, но есть очевидные факты, и их сложно отрицать. Например, тому, чтобы настраивать рекламу в интернете, нужно учиться, вы или я не можем родиться с этим навыком. Продажи. У кого-то есть такой талант, а кто-то учится этому, и в обоих случаях результат может порадовать. Что касается непосредственно бизнес-тренингов, то они бывают разного формата: мотивационные, прикладные. В нашей компании программа прикладного характера, это концентрированная практика.
— К вам на тренинг лучше приходить тем, кто хочет заниматься бизнесом?
— Однозначно. Бывали ситуации, что супруг оплачивал обучающий курс своей жене. Я в таких случаях сразу предупреждаю, что этого не стоит делать, потому что это его желание — занять ее чем-то в декрете или в перерывах между домашними делами. Она не сама к нам пришла. И хотя супруге все понравилось, внедрить полученные знания и навыки не удастся, потому что она пока еще не созрела для собственного дела. А есть другой пример. Сейчас у нас учится мальчик, которому 15 лет. Физически его на тренинг привезла мама, но на самом деле это он ее привел, потому что увидел в инстаграме рекламу и захотел на наш курс. В начале обучения парень планировал просто заработать 50 тысяч тенге, я предложил ему поставить цель хотя бы в 100 тысяч тенге. В процессе обучения он стал продавать картины своего друга и оливки. Сейчас его капитал составляет 150 тысяч тенге. Это интересный кейс.
— Это ваш самый молодой клиент. А самый пожилой кто?
— Ей 64 года. Преподавательница казахского языка, которая решила работать сама на себя. Сейчас она запустила свою первую группу изучения казахского языка.
— Когда вы основали свою компанию?
— Летом 2017 года. Хотя бизнесом я стал заниматься в 2013 году, когда мне было 22 года.
— И каких результатов компания достигла за минувший год?
— За год наши финансовые показатели выросли в 15 раз, и если нам это удалось, то мы способны помочь в этом и другим. В первом потоке у нас участвовало 15 человек, а в последнем уже 200 человек, и это только в Алматы, помимо этого, около 200 в других городах Казахстана. За год по платным программам мы обучили 2 тысячи человек.
— Как вы замеряете результаты, которых достигают ваши клиенты после прохождения тренинга?
— Замеряем финансовыми результатами. Обучение длится семь недель, и их задача: зарабатывать деньги каждый день. У кого-то это 200 тысяч тенге, у кого-то несколько миллионов, у всех ведь разный уровень стартового капитала, амбиций, настойчивости. Мы сравниваем, с какими финансовыми показателями человек пришел на тренинг и с какими ушел. Я не скажу, что 100% наших клиентов достигает результата. Но 80% окупают свои затраты, и где-то 20% получают ощутимый финансовый результат.
Есть люди, которые достигают сверхрезультата, примерно 10% — это те, что заработали свыше 10 тысяч долларов чистыми за время курса. Но мы для них, скорее всего, становимся неким катализатором. Они бы и без «Монста» достигли успеха, просто мы их ускорили.
Мы не разбрасываемся
громкими фразами, заявляя, что создаем успешных бизнесменов, мы даем
им возможность попасть в правильное окружение и дать верные
инструменты, по маркетингу, продажам, автоматизации
— Если это возможно, расскажите, какого самого высокого результата достигли ваши клиенты?
— Один из клиентов заработал 10 млн тенге за 1,5 месяца.
— Насколько я знаю, вы адаптировали свои тренинги под отечественную бизнес-среду и считаете это преимуществом в сравнении с российскими и украинскими тренерами. А сложно с ними конкурировать?
— Было сложно на начальном этапе развития нашей компании. Например, долго приходилось бороться с предубеждением относительно моего молодого возраста. Сейчас это уже ничего не значит, потому что мы перешли на новый уровень прокачки бренда. Мы выигрываем потому, что я вел персональную работу с каждым учеником школы, давал практику, чего никто не делал на тот момент.
— А что касается тренеров, которые сами уже бренды — Гандапас, Манн, Архангельский — с ними сложно тягаться? У кого-то из них вы сами учились?
— У Радислава Гандапаса. Это был однодневный тренинг, и не могу сказать, что он кардинально изменил мою жизнь, но какие-то цели я оттуда вытащил. Эти крутые ребята — те, которых вы перечислили, но они нам не конкуренты. Да, они серьезно прокачаны, приезжают, заряжают людей, но потом уезжают. Наша программа комплексная, длится 7 недель и пошагово рассматривает разные аспекты бизнеса. Сейчас наша основная программа «Монста» предназначена для тех, кто намерен запустить бизнес или масштабировать действующий. Другими словами, мы помогаем людям начать бизнес без опыта, навыков, либо, если бизнес уже есть, вырасти в деньгах, подключить новые инструменты, влить в него новую «кровь». В среднем рост составляет 3−4 раза. «Монста» сейчас стоит от 150 до 350 тысяч тенге в зависимости от пакета. Скоро появится новый VIP-продукт для предпринимателей высокого уровня. Цена начнется от миллиона тенге.
— Бывало ли, что у клиента что-то не сработало после обучения у вас?
— Такие люди были, но это те, кто ничего не делает.
— Хорошо. Но есть те, кто вообще ничего нового не узнал после курса…
— Честно говоря, на рынке пока никто ничего нового не придумал. Вы думаете, Игорь Манн дает что-то сверхъестественное? В интернете можно получить всю полезную информацию, но вопрос в том, сколько времени придется потратить на то, чтобы ее собрать. На тренингах дают концентрат за небольшую единицу времени. Не может быть такого, чтобы человек не взял на тренинге хотя бы одну важную мысль для себя. Если так произошло, то это означает, что он пришел не за тем, чтобы вытащить что-то новое. Вам это кажется парадоксальным, но есть процент людей, которые приходят очень закрытыми.
— А как не получить первый негативный опыт тем, кто открыты?
— Первое — собирайте как можно больше информации о школе, о ее программах. Обязательно обратите внимание на отзывы людей, кто уже прошел курс. Второе — доверяйте своей интуиции.