Как устроен «водный» бизнес в Казахстане
АВТОР

15.10.2018 • 09:00 11615

Как устроен «водный» бизнес в Казахстане

Казахстанцы тратят более 50 млрд тенге в год на бутилированную воду

Бизнес по розливу питьевой воды растет быстрее всех остальных, так как считается легким и достаточно прибыльным. В Казахстане «водный» рынок, по разным оценкам экспертов, занимает от 40% до 60% всего рынка напитков и продолжает расти.

Обороты рынка

По данным агентства MegaRеsearch (проводившего исследование рынка минеральной и питьевой бутилированной воды), начиная с середины 90-х годов рынок бутилированной воды в Казахстане показывает ежегодный планомерный рост на 10−15%, правда, в кризисные годы объем продаж воды сокращается (в кризисные 2008−2009 гг. из-за снижения продаж объем рынка уменьшился примерно на 15−20%).

В результате за последние четыре года «водный» рынок вырос ненамного: в 2013 году его объем составлял 0,8 млрд литров, а в 2017-м — около 1 млрд литров. По нормам ВОЗ этого мало. Всемирная организация здравоохранения считает, что потребность нашей страны в природной воде составляет 3 млрд литров в год.

Кроме того, как выяснили аналитики MegaRеsearch, пиковым периодом производства воды являются май, июнь и июль. В эти месяцы производство на десятки миллионов литров превышает показатели других месяцев. Согласно их данным, максимальный объем производства был зафиксирован в июле, минимальный — в январе.

Впрочем, потребление воды, как показало исследование, тоже носит сезонный характер. «В теплое время года возрастает интерес к минеральной и питьевой воде не только со стороны постоянных покупателей, но также со стороны потребителей, которые в течение года отдают предпочтение другим безалкогольным напиткам», — сообщают авторы исследования.

Более 90% производимых в стране безалкогольных напитков реализуется на внутреннем рынке (по данным Комитета по статистике МНЭ РК, в 2017 году безалкогольных напитков в стране было произведено 1,7 млрд литров, на экспорт ушло 0,13 млрд, а ввезли в страну 0,12 млрд литров).

Исследование также показало, что больше всего воду из пластиковых бутылок пьют в Астане и Алматы.

Конкуренция острая

На полках в магазинах и супермаркетах представлен не самый большой ассортимент бутилированной воды, но выбор все же есть. Вся представленная на рынке вода различается по месторождению, способам фильтрации, содержанию витаминов и минералов.

Как отмечает эксперт RFCA ratings Меруерт Ишекенова, в обзоре «Динамика развития производства бутилированной воды в Казахстане», по официальным данным, в Казахстане насчитывается 285 источников с подземными водами и 11 источников с лечебно-минеральной водой, расположенных в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях. По неофициальным данным, подземных минеральных источников больше.

Популярны у казахстанцев бренды питьевой воды Tassay, Turan, «Серебряная», «Хрустальная», Bon Aqua и пр., а среди минеральных вод лидируют «Асем Ай — Сарыагаш» и «Алекс — Сарыагаш».

Очень красноречиво о конкуренции на «водном» рынке Казахстана говорит анонс исследования компании Cash flow. Заказчик хотел организовать производство минеральной воды в Казахстане и поставил перед аналитиками задачу дать за последние пять лет цифры по производству минеральной воды в республике, по объемам и странам импорта, посчитать доли конкурентов. Аналитики компании подготовили рекомендации на основании данных по таможенной статистике, Комитета по статистике и базе по налоговым отчислениям компаний. В результате заказчик решил заморозить проект.

По словам директора по науке АО «Кокшетауские минеральные воды» (с брендом Turan) гидрогеолога, член-корреспондента Академии минеральных ресурсов РК Евгения Пятова, конкуренция на рынке воды достаточно острая: «Потребители могут выбирать и, в принципе, они и выбирают воду на свой вкус. Проблема в том, что люди не могут отличить очищенную водопроводную от настоящей минеральной природной воды».

Трудности производства

По словам производителей, «водный» бизнес достаточно затратный. Окупить вложения непросто.

«Бизнес на воде — дорогое удовольствие, — говорит Пятов. — На водозабор и бурение одной скважины потребовалось 50 млн тенге. Следующая скважина обошлась дешевле — примерно в 25 млн. Завод, где все автоматизировано, — это отдельная стоимость. Каждый анализ воды обходится в 100 тыс. тенге, а воду проверяем часто, пока за 7 лет состав воды не изменился».

С 1 января 2019 года вступит в силу технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природные минеральные воды». В регламенте не просто значительно снижены требования к качеству и безопасности бутилированной питьевой воды, но еще и исключены требования к маркировке о полезных свойствах питьевой воды и понятие физиологической полноценности воды. То есть производителям и поставщикам придется серьезно вкладываться в рекламу и активно продвигать свою продукцию.

Впрочем, в заботе о здоровье граждан на сторону отечественных производителей встало государство. Например, одному из производителей, который предлагает физиологически ценную природную минеральную воду с пониженным содержанием дейтерия, Фонд науки выдал 300 млн тенге.

6d93a5cd7f25300f3647cbfe8d4.jpg

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бутилированная вода

15.10.2018 • 09:00 11615

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Как устроен «водный» бизнес в Казахстане
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика