Сколько зарабатывает агрегатор платежных систем
АВТОР

02.10.2018 • 09:00 2392

Сколько зарабатывает агрегатор платежных систем

Выгодно ли делать ставку на бизнес-сегмент?

Алексей Назаров, основатель агрегатора платежных систем PayBox. money, рассказывает о своем опыте построения бизнеса в сфере приема платежей, объясняет, как обезопасить себя от рисков и делает небольшую зарисовку рынка.

«Квантовую модель» изобретать не стали

Агрегатор возник типичным для многих проектов образом. В 2014 году я запускал интернет-магазин и столкнулся с тем, что подключение эквайринга у банков и действовавших тогда игроков оказалось очень сложным. Это требовало большого количества времени — 3−4 недели на рассмотрение, определенный период на подключение. Ко всему прочему устанавливались всевозможные лимиты, особенно для молодых — а значит незнакомых — компаний, и банки брали высокие комиссии — от 3%. И это притом что эквайринг оставался практически единственным способом оплаты (впрочем, карточки лидируют и по сей день). Вот такие интересные времена были.

В таких условиях возникла необходимость развернуть для малого, среднего и, как оказалось впоследствии, крупного бизнеса платежную инфраструктуру, связанную не только с банковскими картами, но и с другими способами оплаты: на них возник спрос. К примеру, появился сегмент клиентов — возрастная категория, — которым было комфортнее покупки в интернете делать через интернет-банкинг и на сайтах интернет-магазинов в том числе. Другому сегменту были интересны кошельки — когда этот канал начал появляться.

Мы не стали изобретать «квантовый агрегатор платежей». Изучили потребности рынка, российские и европейские варианты и сформировали свою модель, которая впоследствии себя оправдала. К тому моменту у нас появилась команда. Проект стал раскручиваться.

В начале продавали услуги даже по более высокому проценту — больше 3%. Это удавалось за счет того, что мы были именно агрегатором платежных систем, также за счет сокращения времени подключения.

Высокие проценты губят e-com

Со временем поняли: лучше давать максимально лояльный процент, максимально качественный продукт и быстрое подключение. Высокие ставки за онлайн-платежи не мотивировали компании к развитию в интернете. Коэффициент смертности и так был достаточно высоким. Например, на старте в 2015 году из 100 подключенных в течение полугода интернет-магазинов только 5 начинали проводить транзакции в течение первого месяца. Сейчас статистика такова: в первый месяц принимают платежи 5 из 10 подключенных магазинов.

Почему магазины уходят? Кто-то просто закрывает бизнес и возвращается на работу в офис, кто-то разочаровывается в онлайне, не получив златые горы (в 2014 году электронная коммерция уже могла давать хороший финансовый результат, и у многих тогда были ожидания высоких заработков при минимальных усилиях). Это нормально для малого бизнеса.

Эффект высоких ожиданий сохраняется и по настоящее время, но сейчас дела с оправданием ожиданий обстоят лучше, чем 5−6 лет назад. Появилось больше возможностей в плане каналов оплаты, в том числе различные кошельки, намеки на мобильную коммерцию.

Самый популярный способ

Сегодня у нас более 3 тыс. подключенных коммерсантов, ежемесячно мы получаем около 150 заявок. Рынок изменился. Интернет-кошельки завоевали свою нишу, мобильная коммерция стала интересным трендом, хотя все еще не ключевым способом оплаты. У нас в портфеле электронные платежи на 80−90% представлены банковскими картами, остальное — кошельки, интернет-банкинг, мобильная коммерция, платежные терминалы.

Мобильная коммерция потихоньку завоевывает свою аудиторию. Она стала более перспективна с возникновением гибридов, связанных с банковскими картами. Интересный тренд — когда баланс сотового телефона и баланс банковской карты представляет собой общий счет. Формируется новый сегмент плательщиков. Думаю, в ближайшие 10 лет это не станет ключевым способом оплаты, но рост будет все более активным, если учитывать аудиторию мобильных операторов.

Крупный клиент — приятно, но ненадежно

Эволюционно мы уже прошли тот этап, когда сервис, работающий с электронными платежами, «сидит» на одном крупном клиенте и целиком и полностью от него зависит.

Яркий пример из нашей биографии — Банк Астаны, он был одним из наших крупных клиентов. Из-за ситуации, в которой он оказался, мы не то, чтобы потеряли оборот, просто несколько месяцев не росли. Баланс сохранить нам помогло большое количество небольших клиентов. Ценность в том, что много мелких клиентов проводят небольшие платежи, и это позволяет сохранять устойчивость.

В этом я вижу возможность снизить риски — в расширении портфеля прежде всего мелких и средних клиентов, в диалоге с крупными текущими и новыми клиентами, а также в работе с новыми направлениями платежей. В ретейле, тревеле, букмекерском бизнесе, онлайн-кредитовании — везде есть свои лидеры. В каждом сегменте мы стремимся работать с топ-3 или топ-5 игроков. Если соответствуешь их требованиям и пожеланиям, можешь вполне эффективно работать с этим сегментом в целом.

Рынок, конкуренция, финансы

В настоящее время на рынке Казахстана мы единственный агрегатор, который работает только с бизнесом, без участия своего кошелька. При этом у нас есть конкуренты или партнеры по совместным проектам. На рынке буквально два игрока, которые занимаются исключительно карточным процессингом, один появился до нас, мы его уже обгоняем, второй — после, это дочерняя компания из другой страны, и она достаточно сильно отстает.

Вложения в бизнес изначально были небольшими. Это были мои собственные средства, на каком-то этапе в проекте появился бизнес-ангел, так же мы получили небольшой грант от Национального агентства по технологическому развитию (НАТР).

В целом не могу сказать, что мы были зависимыми от инвестиций. Изначально развивались небольшими шагами, гипотезами и только на определенном этапе привлекли необходимые инвестиции. На уровне идеи и первых результатов сформировали плюс-минус эффективную для рынка модель и за счет этой модели росли. Вложения вернули очень быстро и почти весь путь прошли за счет естественного прироста доходности. Рост происходил постепенно, с увеличением количества мелких клиентов, а также за счет подключения крупных клиентов (они либо растут вместе с нами, либо, подключая нас как дополнительный канал, постепенно переводят весь поток своих платежей на нас).

Сейчас оборот системы составляет около $10 млн в месяц и продолжает расти. По разным сервисам берем разный процент вознаграждения, это может быть и 0,5%, и 1,5%, и 2,5%. Хороший рост доходности позволяет нам развиваться в странах присутствия: начав в Казахстане несколько лет назад, сейчас мы также работаем в России, Кыргызстане, Узбекистане и продолжаем работать над качеством системы и географическим развитием сервиса.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

платежные системы PayBox

02.10.2018 • 09:00 2392

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Сколько зарабатывает агрегатор платежных систем
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика