Как развивается женское предпринимательство в Казахстане, способы поддержки малого и среднего бизнеса, специфику регионов и другие вопросы обсудили на пресс-конференции, состоявшейся по итогам проекта WECON — Women Entrepreneurship Conference '18. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Показать бизнес-инструменты, направленные на расширение и укрепление бизнеса, а также обсудить вопрос о сокращении гендерного неравенства стало основной целью WECON. Шесть городов Казахстана были выбраны для проведения этой конференции.
«Мы собрали 337 предпринимательниц, занимающихся разным бизнесом. Есть предубеждения, что сферы женского бизнеса ограничены. Проведя шесть конференций, я могу сказать, что это не так. Сегодня женщины занимаются абсолютно разными направлениями, в том числе и теми, которые считаются мужскими. Наибольшее количество участниц мы собрали в Шымкенте (69), Усть-Каменогорске (68) и Актобе (69). В Шымкенте 27 предпринимательниц задействованы в сфере услуг, 29 в сфере производства (мебель, ювелирные изделия, металлоконструкции и другое производство). Есть те, кто занимается строительным бизнесом или производством строительных материалов», — говорит куратор проекта WECON Лейла Зулейха.
По словам директора программы ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) «Консультация для малого бизнеса в Казахстане» Алмы Касымовой, речь идет не о том, чтобы привлечь всех женщин Казахстана массово заниматься бизнесом. Речь идет о равных возможностях как у мужчин, так и у женщин. К примеру, доступ к финансовым ресурсам и ресурсам, которые предлагают казахстанские и зарубежные институты развития. Важно, чтобы у женщины была возможность заняться горнодобывающим бизнесом, к примеру, если она того захочет.
«Пока у женщин такой возможности нет. Важно рассказать начинающим и действующим предпринимательницам о возможностях программы. Показать это на примере тех женщин, кто уже добился успеха. На сегодняшний день 59% женщин в секторе малого и среднего бизнеса остаются на уровне микропредприятий, оказания услуг. И только 9% женщин управляют крупными предприятиями и не побоялись пойти в нетрадиционные сферы бизнеса», — говорит Алма Касымова.
Программа «Консультация для малого бизнеса в Казахстане» реализуется с 2015 года и продлится до 2021 года. Финансируется Европейским банком реконструкции и развития и правительством РК (Министерством национальной экономики). Программа предлагает доступ к пяти финансовым институтам, где открыты кредитные линии в национальной валюте, и женщины с гарантией от фонда «Даму» могут получать кредиты. Плюс к этому предоставляется целый комплекс нефинансовой поддержки.
«Мы предлагаем индивидуальные консалтинговые проекты, возмещаем 60% стоимости, если предприятием владеет женщина. Это может быть любой вид консалтинга. Таких проектов на сегодняшний день реализовано 140. Это долгосрочные проекты от полугода, когда консультант отрабатывает с вами поставленную задачу. Предлагается целая серия семинаров по всему Казахстану. У нас есть программа наставничества, когда женщина на 9 месяцев может заключить партнерство с более опытным предпринимателем Казахстана. И пока эта программа работает, ресурсом нужно пользоваться», — добавила спикер.
Программа нацелена на регионы, где не хватает мероприятий по поддержке деловых женщин. Несмотря на то что в Казахстане женский бизнес развивается достаточно медленно, в каждом регионе есть примеры успешных бизнесвумен, которые бы могли поделиться опытом. Наблюдается нехватка финансирования для дальнейшего развития бизнеса. По словам координатора программы ЕБРР «Женщины в бизнесе» в Казахстане Евгения Сон, это происходит по причине нехватки залогового имущества при получении кредита.
«Это замкнутый круг. Поэтому мы привлекаем финансирование через банки второго уровня. Не секрет, что получить кредит мужчинам проще, несмотря на то что банки говорят о равном отношении ко всем клиентам. Поэтому мы обучаем банки, каким образом работать с женщинами-предпринимательницами. Мы говорим им об ответственности женщин перед взятыми кредитами, — отмечает Евгений Сон. — Также из-за дополнительных обязательств женщины меньше времени могут уделить своему бизнесу. Чтобы восполнить эти проблемы, мы проводим конференции, семинары. По уровню образования, стоит отметить, женщины опережают мужчин. Если бизнесвумен не знает, как продвигать свою компанию в интернете, мы можем подключить консультанта. Часть затрат на консалтинговые услуги мы можем возместить безвозмездно».