В Казахстане можно заработать на бытовых услугах
АВТОР

11.05.2018 • 09:00 3418

В Казахстане можно заработать на бытовых услугах

Основатели Naimi.kz рассказали Kapital.kz о своем опыте

Сервис для поиска специалистов Naimi.kz появился три года назад. За это время его основатели опробовали три модели монетизации. Сейчас рост доходов происходит на 20−25% ежемесячно. Как был найден наиболее эффективный вариант, что мешало масштабировать бизнес и с какими сложностями пришлось столкнуться — об этом рассказал Улан Кайрбеков, сооснователь и директор сервиса.

Лучше сосредоточиться на чем-то одном

Однажды мы с партнерами по клининговому бизнесу (это была офлайн-компания) обсуждали, что делаем не так и как можем улучшить свои показатели. И вдруг возникла идея — создать интернет-площадку, где можно было бы собрать персонал, в частном порядке оказывающий клининговые услуги, и дать возможность этим специалистам находить клиентов через нас. Так появился Naimi.kz.

Сервис начинался как агрегатор клининговых услуг. Постепенно включили ремонт, организацию праздников и мероприятий, фото- и видеосъемку, репетиторство и т. д. Но со временем поняли: эффективнее сосредоточиться на чем-то одном. Поэтому оставили только бытовые услуги — электрику, сантехнику, ремонт, уборку и пр.

Что не позволяло масштабировать бизнес

К тому времени, когда мы создали минимально жизнеспособный продукт, у нас был только сайт: специалисты могли регистрироваться, но процессы соединения с клиентом происходили по телефону через наш колл-центр. Это был российский и зарубежный опыт, и нам он казался правильным.

Настал момент, когда, приходя на работу и видя 15 операторов, я начинал понимать: так дальше работать нельзя. Чем больше специалистов набиралось в нашей базе и чем больше появлялось заявок, тем больше нужно было нанимать операторов, а это дополнительные расходы. Такая модель не позволяла масштабировать бизнес и развиваться. Тогда мы решили перейти на мобильное приложение и собственными силами создали его. На это ушло примерно 30% от суммы инвестиций, которую мы в 2015 году привлекли в венчурном фонде. Общая сумма вложений, к слову, составила 185 млн тенге.

Мобильное приложение дало нам больший поток заказов, нежели тот, который шел через колл-центр. Сейчас все — от размещения заявок до контакта специалиста и клиента — происходит через мобильное приложение. Служба поддержки только консультирует наших пользователей, если у них возникли проблемы.

Модели монетизации — какая работает лучше?

Мы понимали, что проект долгосрочный, поэтому в первое время ничего с пользователей-специалистов не брали: хотели набрать базу. Потом, еще до запуска мобильного приложения, стали брать комиссию — 10% с каждого заказа. Но возникла такая проблема: специалисты стали договариваться с клиентами напрямую, в обход нашего колл-центра и, соответственно, нам не платили. Мы начали терять доходы.

4b9d780544d0164703bd81c22c7.png

Пришлось поменять бизнес-модель — внедрить оплату за отклик: специалист видел в приложении заявку и получал возможность откликнуться на нее, заплатив определенную сумму. Таким образом, оплата происходила до того, как человек получал доступ к контактам клиентов.

Плата за отклик меньше комиссионного процента. Уборка квартиры стоит, например, 5 тыс. тенге, и при системе комиссионных мы получили 500 тенге. Отклик стоил 50−80 тенге, но суть в том, что на одну заявку могут откликнуться, например, пять специалистов — мы зарабатываем 250−400 тенге.

Сработала ли подписка?

С внедрением второй бизнес-модели мы стали получать больше денег. Но в один момент мы зависли на определенном уровне: доходы оставались прежними, при том что количество заявок увеличивалось. И возникла очередная проблема: специалисты не понимали, почему должны платить, даже если заявка в итоге им не доставалась. Более того, они не откликались ожидая более выгодных заявок.

Снова пересмотрели бизнес-модель — перешли на подписку: специалист платит определенную сумму за доступ ко всей базе клиентов на определенный срок и может откликаться на какое угодно количество заявок.

Стоимость подписки формируется исходя из истории, активности, количества заявок и оборота в той или иной категории услуг. Для каждой своя стоимость подписки. Например, самые дорогостоящие услуги сегодня — это отделка квартиры под ключ, средний чек — 112 тыс. тенге, но стоимость может доходить и до 600 тыс. тенге. Здесь подписка стоит 1200 тенге на три дня. Самые дешевые работы — «муж на час», услуги грузчиков, здесь стоимость подписки составляет около 300 тенге на три дня. Кстати, в Алматы многие услуги стоят дороже, чем в Астане. Например, за уборку однокомнатной квартиры в Астане берут 5 тыс. тенге, в Алматы — 8 тыс. тенге.

Кроме того, третья бизнес-модель позволила сбалансировать количество заявок и число специалистов: произошла определенная фильтрация. Не все специалисты хотели платить, произошел отток, но теперь остались именно те, для кого эти условия выгодны. Заявок стало хватать на всех. И плюс мы ужесточили отбор. Сейчас внедрили собеседование: проверяем, насколько человек адекватен, умеет ли он себя продавать, как проекты выполнял ранее, какие самые сложные проекты выполнял, на чем передвигается, как быстро сможет добраться до клиента. Делаем это через колл-центр.

О доходах двух сторон

Топовые специалисты только через наш сайт могут зарабатывать до 300 тыс. тенге в месяц. Это электрики, сантехники.

Что касается наших заказов, то из трех моделей, которые мы использовали, — 10-процентная комиссия, плата за отклик и подписка — именно подписка оказалась наиболее эффективной и прибыльной. В марте, например, мы заработали в три раза больше, чем в пиковый месяц во время действия второй модели.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

экономика РК Naimi.kz Улан Кайрбеков рынок услуг в Казахстане

11.05.2018 • 09:00 3418

Поделиться
Loading...
В Казахстане можно заработать на бытовых услугах
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus