В Казахстане намерены внедрить институт профилактического контроля. Такая норма предусмотрена в рамках законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Отмечается, что законопроектом вносятся около 1000 поправок в 14 кодексов и 109 законов. Документ в первую очередь предусматривает реформирование государственной контрольно-надзорной деятельности.
«Взамен проверок, осуществляемых по выборочному порядку, внедряется новый институт профилактического контроля. Отличием от действующей системы проверок будет являться профилактика и предупреждение правонарушений без возбуждения административного производства», — отметил министр Тимур Сулейменов, представляя документ в сенате.
В свою очередь профилактический контроль и надзор с посещением субъекта контроля будет осуществляться на основе оценки рисков, их регистрацией в органах прокуратуры, уведомления субъекта проверки. По итогам такого контроля выдается предписание об устранении нарушений.
При этом в случаях выявления грубых нарушений по результатам профилактического контроля и надзора с посещением за государственным органом будет сохраняться право проведения повторной уже внеплановой проверки.
«В результате мы делаем большой шаг вперед по изменению общественного сознания, который позволит выстроить партнерские взаимоотношения с предпринимательством и коренное изменение ментальности и поведения устоявшейся системы государственного контроля и надзора. Это, несомненно, позволит снизить издержки и давление относительно предпринимателей, связанные с отвлечением его от основной деятельности, что, соответственно, снизит коррупционные риски», — рассказал о плюсах министр.
Также исключаются 20 сфер контроля из имеющихся сегодня 114 и 108 из 544 контрольных функций.
«В данном случае хочу отметить, что основной причиной их исключения является дублирование и отсутствие эффективности. Поэтому безопасность потребителей будет обеспечена на должном уровне. Наряду с этим исключаются статьи и компетенции уполномоченных органов на возбуждение административных дел по 47 статьям Кодекса об административных правонарушениях», — отметил Тимур Сулейменов.
В рамках законопроекта также планируется пересмотреть понятие информационных инструментов, их виды и критерии определения.
«В целях обеспечения прозрачности и четкой регламентации предусматривается законодательное закрепление перечня информационных инструментов, а любое дополнение данного перечня будет возможно только после проведения АРВ и одобрения Межведомственной комиссией по вопросам регулирования предпринимательской деятельности», — рассказал глава ведомства.
Таким образом, все информационные инструменты и порядок их представления будут четко регламентированы, а их количество только на первом этапе реформы планируется сократить на 30%. В последующем планируется проработать возможность автоматизации процессов их предоставления.
Третье направление предусматривает реформирование обязательных услуг, оказываемых субъектами естественных монополий и квазигоссектором. «Законопроектом предлагается впервые урегулировать деятельность субъектов естественных монополий и квазигоссектора по оказанию услуг для физических и юридических лиц, которые носят обязательный, зачастую разрешительный характер и осуществляются в порядке и на условиях, определяемых самими субъектами, причем иногда на платной основе. Соответственно, бизнес несет определенные затраты. Таким образом, правительство будет утверждать перечень таких услуг, сегодня их выявлено порядка 75, а МНЭ будет утверждать порядок их оказания и осуществлять контроль за их оказанием», — подчеркнул Тимур Сулейменов.
Четвертое и пятое направления предусматривают фронтальное снижение издержек бизнеса, а также выявление и исключение норм, препятствующих конкуренции. Также в рамках закона будет усовершенствован механизм выявления и пресечения ценовых и тарифных сговоров.
«Вводится запрет на координацию деятельности поставщиков закупок, участников торгов, если эти действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. За нарушение данного запрета предусматривается штраф в размере 100 МРП, за повторное нарушение в течение года — 150 МРП», — озвучил степень ответственности министр.
Кроме того, предусмотрено усиление полномочий антимонопольного органа при проведении антимонопольных расследований путем закрепления возможности для проведения фото-, аудио-, видеозаписи, осмотра предметов, электронных и бумажных документов и других носителей информации, находящихся в помещении и на территории объекта расследования.
Последнее направление — это улучшение позиции Казахстана в рейтинге Doing Business. В рамках данной работы проектом закона предусмотрен 6 пакет реформ для улучшения условий ведения бизнеса по 8 индикаторам рейтинга. Так, предлагается ввести запрет требование печати на документах субъектов частного предпринимательства.
«Сегодня подача документов в суд может осуществляться в электронном формате, и весь судебный процесс оснащен необходимыми средствами аудио и видеозаписи. Однако необходимо законодательно закрепить порядок применения таких технических средств», — пояснил глава Миннацэкономики.
Кроме того, в сфере строительства будет усовершенствован принцип «одного окна» в части экологической экспертизы проектов. Регламентируется порядок профилактического контроля и надзора с посещением объекта строительства. Вводится положение единого архитектурного стиля для городов, а также в целях исключения излишних согласований в местных исполнительных органах эскизных проектов, генеральных планов объектов при выдаче технических условий вводиться порядок разработки проектов детальной планировки. В случае наличия у заказчика соответствующего права на землю местным исполнительным органам запрещается требование дополнительного решения.
Также в целях последующего объединения земельного и правового кадастра предлагается передать функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от министерства юстиции в госкорпорацию «Правительство для граждан».