Лучшая работа — это оплачиваемое хобби. Так считает и Зимфира Воробьева. Журналист-телевизионщик в прошлом, и мама двух замечательных детей. Уже не первый год Зимфира занимается сладким творчеством. Ее мастерской стала домашняя кухня. Здесь мастерица творит настоящие вкусные шедевры, а квартира всегда окутана сладким ароматом выпечки. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz узнала о том, как рождение детей повлияло на трансформацию хобби в бизнес.
— Зимфира, как вышло, что проработав шесть лет журналистом, вы решили уйти из этой профессии и взяться за производство кондитерских изделий?
— У меня банальное начало. Рождение ребенка, декрет. Раньше я была постоянно в движении и не привыкла сидеть без дела. Две беременности подряд привели к тому, что я начала печь. Но, что интересно, сладкое я никогда не любила. Как именно начала печь — не помню. Но помню, как продала свой первый торт. Было ужасно стыдно и неловко брать за это деньги. Ведь я привыкла угощать своими сладостями. Это была знакомая, которая попросила меня об этом. Никаких коробок еще не было. Отдавала я его на подносе, упаковав пакетом. А потом начало работать сарафанное радио. Люди стали советовать. И Instagram помог. Тогда он только начал свое развитие. Коммерческих аккаунтов было мало. Это был 2014 год.
— Чем вас привлекла эта сфера деятельности? Были ли наставники?
— Я никогда не думала, что я этим займусь всерьез. У меня нет специального образования. Я кондитер-самоучка. Позже, когда по-настоящему этим увлеклась, стала ходить на курсы зарубежных кондитеров, которые приезжали в Алматы. Но что сама стану кондитером не думала. Почему я начала печь — до сих пор задаюсь этим вопросом. Наверно потому, что во время декрета очень хотела накормить родных. Готовить я любила всегда, но больше горячие блюда. Бывает, придешь после работы, и с удовольствием бежишь на кухню. Тут начинается настоящее творчество. Наставников, как таковых, у меня нет. Есть люди, на которых хочется ровняться. Например, те, кто так же дома начинал и пришел к чему-то большему.
— Сразу ли вы поняли, что изготовление сладостей будет вашим бизнес-проектом, или на первых порах делали их, что называется, для души?
— Вообще никогда не думала, что это выльется во что-то большее, чем просто увлечение. Даже было время, когда я устала этим заниматься дома. Дом превратился в маленький склад. Хоть у нас и есть, где все это хранить, но все шкафы постоянно забиты какими-то коробками, кухонным инвентарем, продуктами. Чем больше становится заказов, тем больше нужно делать закуп. Но стоит лишь на какое-то время перестать печь, как тут же понимаешь, как этого не хватает. И уже с большим вдохновением возвращаешься к любимому делу.
— Кто еще работает в вашей команде? Есть люди, которые вам помогают?
— Помощников мне, на самом деле, не хватает. Была идея пригласить человека по найму. Но неудобно, когда посторонний человек постоянно находится дома. В этом году мама с папой зимовали здесь, и у нас образовалась маленькая команда. Мама пекла со мной, папа развозил. Конечно легче, когда есть хотя-бы пара помощников. Сейчас в моей команде только курьер. Его я специально не нанимала, а пользуюсь курьерской услугой в службе такси. Очень много мам в декрете, кто занимается бизнесом на дому, или создает интернет-магазины. И рынок под это подстраивается.
— Ваши сладости можно купить только на заказ?
— Я пеку в основном на заказ. Бывает, если есть время, пеку что-то дополнительно. Заказов бывает по-разному. Самые горячие дни — это пятница, суббота, воскресенье. Поэтому выходные у меня в понедельник и вторник. Стабильного количества заказов нет. Иногда это 4−5 тортов в день, иногда — один.
— Сегодня ассортимент кондитерских изделий, реализуемых в магазинах и на заказ, достаточно велик, чем удивляете сладкоежек вы?
— Я удивляю качественными продуктами и оформлением. В кондитерском мире так же есть свои модные тенденции. Стараюсь следить за ними. Одно время были популярны пирожные макарон. Потом эклеры, которые стали красиво украшать и делать из них практически произведение искусства. Сейчас они еще на пике.
— Насколько велик ассортимент ваших кондитерских изделий? Чему отдают предпочтение алматинцы?
— В моем ассортименте 29 видов тортов, плюс десерты. Одно время был бум на современные муссовые европейские десерты. Они состоят из тоненького бисквита и большого количества мусса. Это лакомство считается диетическим. Я ими заинтересовалась, стала вводить в ассортимент, пробовать новые вкусы. Какое-то время люди их попробовали, но позже вернулись в своих предпочтениях к старой, доброй классике: «медовику», «наполеону», «графским развалинам». Это, что мы знаем и помним с детства. Пользуются популярностью и тортики без муки. Вместо обычной муки я использую перемолотые орехи. Но и себестоимость такого торта в разы дороже, так как орехи дорогие. Помимо того, что их надо купить, еще и самой почистить, перемолоть в муку. Как вариант можно покупать готовую ореховую муку, но и это тоже не дешево.
— Из чего складывается стоимость торта?
— Бывает, что люди жалуются на высокие цены, по сравнению с магазинными. Как складывается эта цена? Во-первых, у меня не цех, не потоковое производство. Это единичный продукт с индивидуальным подходом. Человек может заказать у меня торт в определенной цветовой гамме, с определенным украшением, рисунком. Я выполню любой каприз. И сами продукты не дешевые. Можно купить пакетик ванилина за 30 тенге или его стручок за 1000 тенге. Разница в цене колоссальная, но и разница во вкусе будет существенной. Или, например, сливки. Настоящие стоят 2−2,5 тыс. тенге литр, а есть растительные. По виду они особо не отличаются, а по вкусу — очень. Я делаю акцент на качестве продуктов и натуральности. Но в основном цена людей либо устраивает, либо нет. Бывает, что просят украсить по-особому — свежими ягодами или пирожными макарон. У меня минимальная партия — 30 штук. Магазина нет. Остаток приходится выставлять в Instagram. А там, либо продастся, либо нет.
Я отношу себя к дорогим кондитерам. В среднем двухкилограммовый торт тянет на 12−15 тысяч. Это может быть дороговато для среднестатистической семьи. Но по качеству вы точно не прогадаете. В бизнесе, чтобы не быть в убытке, себестоимость должна составлять от 30 до 40% от цены продукта. Я стараюсь придерживаться этого правила. Ведь помимо продуктов я вкладываю в выпечку свое время и труд. Работаю одна, в одном лице и кондитер, и водитель, и уборщица.
— Вы печете только по готовым рецептам или что-то придумываете сами?
— В начале дела, я строго следовала рецептам. Со временем уже начала комбинировать вкусы, придумывать что-то свое. Душа требует творчества, и начинаешь фантазировать. Даже бывало, что ночью рождались вкусовые сочетания.
— Планируете ли в будущем открыть собственный магазин и расширить производство?
— От этого дела я кайфую. Но открытие чего-то своего, требует много времени и усилий. В основном из-за бумажной волокиты. Пока я реализую свою продукцию только через Instagram. В планах открыть свою студию, где буду проводить мастер-классы, приглашать других кондитеров.