Динмухамед Абсаттаров, директор Палаты предпринимателей Алматы, — один из разработчиков инициативы по «налоговым каникулам» для электронной торговли страны. По его мнению, недопустимо поддерживать нынешнее состояние казахстанского рынка в этом сегменте торговли. Об этом Динмухамед Абсаттаров сказал в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz.
Например, в 2016 году предприятия электронной торговли обеспечили всего 1,5% оптового и розничного товарооборота страны, общий объем рынка e-trade составил 226,4 млрд тенге, или 660 млн долларов. Вот какие показатели у глобальных лидеров: в Китае на электронные магазины приходится 8,4% рынка розницы (207 млрд долларов), в США — 6,4% (305 млрд долларов). В России электронные предприниматели занимают долю 4% в общем объеме розничных продаж (22 млрд долларов).
Динмухамед Абсаттаров подчеркивает, что низкие отечественные показатели обусловлены узостью законодательного трактования электронной торговли. В наших законах закреплено, что электронная торговля — исключительно реализация товаров, то есть ограничена e-trade.
В международных правовых документах электронной торговлей называется любая коммерческая деятельность, осуществляемая онлайн. В полном смысле e-commerce включает в себя такие сферы коммерческого характера, как электронный банкинг, электронное страхование, электронное движение капитала, обмен информацией и так далее. Если посмотреть на казахстанский рынок через призму международной практики, то есть как на e-commerce, то показатели выходят иные: в 2016 году общий оборот составил 1 трлн 51 млрд тенге.
Динмухамед Абсаттаров считает, что сферу электронной торговли надо расширять и стимулировать. Без законодательной поддержки конкурировать с глобальными игроками чрезвычайно сложно. Тем более что казахстанцы все больше доверяют системам электронного перевода денег. Например, если в 2015 году было совершено 50 млн транзакций на сумму 537,7 млрд тенге, то в 2016 году транзакций было 75,2 млн на сумму 825,2 млрд тенге.
При этом тенденции таковы, что казахстанцы все больше тратят внутри страны. Если в 2015 году было совершено 39,1 млн транзакций на сумму 321,6 млн тенге, то в 2016 году — 61,8 млн транзакций на 543,3 млрд тенге. Сравните с платежами за границу: 2015 год — 10,9 млн транзакций на 216 млрд тенге, 2016 — 13,4 транзакций на 281,9 млрд тенге.
Главная задача налоговых каникул — привлечь в нишу электронной торговли больше игроков. Сейчас в стране насчитывается всего 20 торговых площадок, работающих исключительно посредством сети интернет. Полноценный интернет-магазин обязан принимать платежи онлайн и обеспечивать доставку качественного товара до потребителя в оговоренный срок.
Нынешние лидеры рынка — в области торговли Lamoda с годовой выручкой более 65 млн долларов, в сфере услуг — Air Astana, более 63 млн долларов. Станут ли налоговые послабления драйвером роста электронной торговли, появятся ли в этой сфере новые имена и прорывы — покажет время.