О трендах в сфере бизнес-образования
АВТОР

13.11.2017 • 08:30 2445

О трендах в сфере бизнес-образования

Тогжан Джумагулова: MBA — это штучный продукт, он не может стать массовым

Сразу несколько интересных трендов наметилось в сфере бизнес-образования. Сегодня это необходимость уже не только исключительно для предпринимательского сектора, за парты садятся представители самых разных профессий. Изменились предпочтения в плане локации бизнес-школ: потенциальные студенты все чаще руководствуются правилом: «ближе к дому — дешевле». Определены также четкие дисциплины, которые наиболее актуальны для казахстанских бизнес-реалий. В эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz исполнительный директор Geneva Business School Kazakhstan Тогжан Джумагулова рассказала, кто приходит к ним за дипломами, с какой мотивацией, и даже о том, на какие темы запрещено шутить иностранным преподавателям с казахстанскими студентами.

d2cb86c7446ba47e124a4f50754.jpg

— Тогжан, предлагаю начать разговор с небольшой аналитики: всегда ли за бизнес-образованием идут только те люди, которые планируют или уже открыли собственное дело и хотят постигнуть секреты бизнес-успеха?

— Тренд, когда бизнес-образование становится необходимостью для представителей любых профессий, в Казахстане формируется уже последние 10 лет. Сегодня он обрел конкретные формы. Я не считаю, что для того, чтобы начать, открыть свое дело и работать обязательно нужно бизнес-образование. Нет. Если есть желание, нужно начинать исходя из тех знаний, которые уже есть. А потом, со временем, когда бизнес нужно будет масштабировать, нужно будет расти, выходить на другие рынки, возможно, находить новых партнеров, диверсифицировать свой бизнес, вводить новые продукты, новые сервисы — в таком случае да, бизнес-образование очень может помочь.

Простой пример: сегодня у меня бизнес, в котором работают 5 человек. Завтра у меня появятся возможности расшириться, компания выросла, нужно нанимать людей. И вот у меня уже 20−30, в какой-то момент 100 сотрудников. Как ими управлять, как построить организационную структуру, чтобы все это работало как часы? Чтобы я могла заниматься лишь макроменеджментом, просто подправлять, что-то советовать? Вот здесь и нужно бизнес-образование. Согласитесь, навыки, которые пригодятся человеку любой профессии. Работает ли он на государственной службе, в корпоративном секторе, или в том же бизнесе. Везде одни и те же навыки — управление людьми, управление процессами, управление логистическими вопросами, маркетинг, менеджмент, финансы. Сегодня мы очень часто слышим достаточно умные вещи: эффективное управление государством это такое управление, где подход у государственных служащих такой же, как в бизнесе. Это действительно актуально в любой сфере нашей жизнедеятельности.

— Давайте попробуем создать портрет слушателя бизнес-школы. Кто этот человек?

— Средний возраст наших студентов — 35 лет. То есть это уже состоявшиеся люди, которые прошли определенный путь, с хорошим образованием, солидным опытом работы. Люди, которым в определенный момент захотелось глотка свежего воздуха и они садятся за парты бизнес-школ. В процентном соотношении состав студентов я бы определила так: 30% - это действующие, успешные предприниматели, 30% - это сотрудники крупных международных компаний, нефтегазовых и других, еще 30% - это работники национальных компаний и государственные служащие.

Национальные компании нас в последнее время радуют особенно, здесь очень большой акцент стали делать на бизнес-образовании, я бы даже сказала началась мода на бизнес-дипломы (смеется). Складывается вот такая картина: 30% - 30% - 30%. Оставшиеся 10% - это студенты из других различных сфер — образование, медицина, все, кто занимается управлением.

— А с какой мотивацией идут студенты в бизнес-школы? Не секрет ведь, что очень часто диплом получают, как говорится, «для галочки», чтобы претендовать на более высокую должность, когда интересно не само образование, а больше продвижение в карьере?

d85f58a9b1d3a827bcbc9dc9c66.jpg

— В достаточно широком спектре мотивационных факторов любого студента, 50% - это карьерное продвижение. Человек хочет расти и в этом нет ничего плохого. Вторые 50% - это желание получить знания. Я делаю такой вывод исходя из вопросов, которые нам задают заинтересованные люди, те, кто планирует к нам прийти. Так вот здесь самые частые вопросы — «кто у вас преподает?», «что они преподают?». То есть, если бы им важна была только корочка — «вот, у меня есть швейцарский диплом, дайте мне повышение», они бы не задавали таких вопросов. Есть люди, которые просят даже резюме наших профессоров, чтобы понять, действительно ли они могут дать что-то полезное, просят учебный план, список литературы. При этом еще раз соглашусь, что карьера — важный фактор. MBA — это инвестиции не только денег, но и времени, усилий. Закончить бизнес-школу нелегко, нужно делать домашние задания, писать диссертацию. И справедливо, когда человек хочет оправдать затраченные ресурсы.

— Тогжан, а что Вы думаете о том, что современное бизнес-образование «обвиняют» в слепом копировании западной модели, что нет привязки к национальным особенностям бизнеса в любой конкретной стране, в том числе в Казахстане?

— Если говорить о нашей школе, то Geneva Business School Kazakhstan — это и есть западная модель. Я не считаю, что есть, как вы говорите «слепое копирование», а даже если и есть, то не вижу в этом ничего плохого. В любом случае адаптация к местному контенту происходит, это неизбежно. 90% преподавателей нашей школы едут из Швейцарии, Испании, США. Во-первых, это люди, у которых есть опыт работы также в азиатских странах — Сингапуре, Арабских странах. У наших преподавателей международный взгляд на многие вещи. Они работали и в условиях западной культуры, и восточной. Во-вторых, мы делаем большой акцент на живой диалог, процесс интеракции студента и преподавателя. Когда педагог приезжает, работает, разговаривает со студентом, а последний задает интересующие его вопросы. Отвечая, педагог в любом случае адаптируется к местному контексту.

Мне очень нравится сегодняшняя позиция Японии в этом вопросе. Мы часто говорим, что это закрытая страна, 99% населения — японцы, говорят исключительно на японском языке, но именно образование, научную сферу правительство Японии ведет к необходимости изучать английский язык и сотрудничать с учеными всего мира. У них очень мощная внутренняя, отечественная наука, но даже при этом, правительство понимает, что если они найдут выход к международному рынку, и также выход из других международных рынков внутрь Японии, от этого японская наука, японское образование только выиграет. Сегодня в глобальном мире нельзя говорить «у меня тут своя страна, своя модель и мне не интересно, что происходит вокруг». Это неправильно. И к счастью, Казахстан этого не делает. Он стремится смотреть на другие модели, адаптироваться, перенимать.

— Но оглядка на определенные национальные особенности должна быть? Или все-таки между казахстанской и западной моделями бизнеса стоит знак равенства?

— Однозначно нет. У Казахстана переходная экономика. И в этом состоянии мы находимся уже 25 лет. Западная экономика уже устоялась, на это было потрачено больше 200 лет. Там уже сформировался капиталистический мир, менее переменчивый, нежели казахстанский. У нас же постоянно меняется законодательство, трансформируется бизнес-среда. И вот эти постоянные перемены — это и есть первое глобальное отличие отечественной модели от западной. Наши иностранные коллеги иногда поражаются: вроде только в прошлом году, когда они изучали наше таможенное законодательство, были одни нормы, сегодня уже внесены изменения. А ведь профессора и эксперты — это люди, которые держат руку на пульсе. Они должны знать обо всех изменениях, происходящих на рынке. Иначе они уже не эксперты, не преподаватели. У нас даже есть предмет — «chang-management», управление изменениями. И я считаю, что это ключевой предмет в казахстанских реалиях.

— А менталитет здесь имеет значение?

— Обязательно. На примере наших слушателей могу точно сказать, что казахстанцы очень чувствительны к юмору, шуткам, затрагивающим тему национальности, принадлежности рас, тогда как на Западе это не так сильно обострено. Мы просим наших преподавателей быть в этом плане осторожными. Кампусы Geneva Business School работают в пяти странах, в том числе ОАЭ и Саудовской Аравии. То есть одни и те же педагоги работают в разных странах. И понятное дело, что в той же Саудовской Аравии дела с цензурой, шутками на национальную тему, еще более жестко обстоят. Преподаватели это знают и уже адаптированы. Если же педагог впервые едет в восточную страну, мы в обязательном порядке отправляем ему памятку и указываем на эти культурные особенности. Это очень редко бывает. Но, тем не менее, чтобы избежать подобных моментов, мы предпринимаем меры. Все-таки мы восточная страна.

aeb88767aa7388721c75581e76e.jpg

— Давайте поговорим о доступности бизнес-образования. Как получить диплом, чтобы было «дешево и сердито»? Сердито — в смысле востребовано?

— Если говорить о глобальной конкурентоспособности, чтобы человек получил диплом и мог работать одинаково хорошо в Казахстане или где-нибудь в Германии, США, Канаде, то, понятное дело, диплом желательно иметь западный. Сейчас хороший рост бизнес-образования идет и в восточном регионе — Гонконге, Шанхае, Сингапуре. Что касается доступности, бизнес-образование никогда не было дешевым и вряд ли будет. Оно изначально рассчитано на взрослых людей, которые уже закончили первое образование, поработали, заработали денег, и готовы потратиться. И это недешево. К примеру, в нашем случае, курс в Geneva Business School Kazakhstan по той же самой программе, что и в Geneva Business School будет стоить 20 тысяч долларов, в Швейцарии — 35 тысяч долларов. Курс — 1,5 года. Но нужно понимать, что если вы едете в Швейцарию, у вас будут расходы по проживанию, питанию и так далее, учитывая, что это очень недешевая страна для проживания. Плюс для многих студентов важно иметь возможность параллельно работать и не оставлять семью.

— Тогжан, слышали ли Вы о том, что работодатели Казахстана составили свой внутренний рейтинг ВУЗов и бизнес-школ в том числе, выпускников которых они принимают практически без конкурса. Насколько это справедливо на Ваш взгляд?

— Я считаю, это как минимум обоснованным, если этот рейтинг основан на собственных наблюдениях, на собственном опыте. Я знаю такие компании, у которых на входе трехэтапные собеседования, тестирования, и они посредством таких конкурсов отметили тренд, что выпускники определенного ВУЗа набирают наиболее высокие баллы, они более конкурентоспособны. Да, тогда это справедливо. Но если это просто стереотипное мышление, что выпускник такой-то бизнес-школы слабый и я его не возьму, это не совсем верно. Работодателям все же стоит проверять, на что способен претендент.

Есть такое понятие, как «капитал идентичности» — это не только образование, не только навыки, это еще и человеческие таланты, умение презентовать себя, умение разговаривать, стрессоустойчивость. Вот таким набором качеств может обладать выпускник не популярного ВУЗа, но при этом он может быть в разы сильнее любого другого дипломированного специалиста.

— Если исходить из вашего опыта, как часто сегодня казахстанцы задумываются о получении бизнес-образования?

— На казахстанском рынке мы три года. Первая наша группа была набрана в 2015 году, в прошлом году они выпустились, сейчас обучаем второй выпуск. MBA — это штучный продукт, он не может стать массовым. Но при этом мы отмечаем тренд на увеличение, интерес растет. Цифры говорят сами за себя: в первый год у нас было 26 студентов, в прошлом году к нам поступило почти 40, на сегодняшний день мы обучаем порядка 90 студентов.

— Очень позитивная тенденция. Спасибо за беседу, Тогжан, успехов Вам!

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бизнес-образование Тогжан Джумагулова

13.11.2017 • 08:30 2445

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
О трендах в сфере бизнес-образования
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика