О закрытии магазина Carrefour в Алматы с 2 июля стало известно из сообщения, которое было опубликовано Carrefour Kazakhstan на странице в Facebook.
Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz обратился к вице-президенту Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнуру Кисикову, чтобы узнать его мнение по этому поводу. «Я ожидал, что события вокруг Carrefour могли развернуться именно так… И это грустно. Я предполагал, что надолго Carrefour не хватит, потому что сам по себе ретейл у нас (в Казахстане. — Ред.) убыточен», — признается Бекнур Кисиков.
В то же время он предположил, почему Carrefour решил «свернуть» свой бизнес в Алматы. «Конечно, не знаю глубинных причин, почему закрывается эта сеть гипермаркетов, но у меня есть догадки. Повторюсь, считаю, что ретейл у нас убыточен, в наших условиях ретейлом очень сложно управлять. С рынка недавно ушел Green, несколько лет назад российская сеть гипермаркетов „Пятерочка“ закрыли свои магазины. К тому же ретейлом очень сложно управлять в текущих условиях, нужны квалифицированный персонал, налаженная работа с поставщиками, грамотно выстроенная ценовая политика. Когда только сеть Carrefour выходила на рынок Алматы, казалось, что она оптимально подошла к ассортименту предлагаемой продукции, ценовой политике. На тот момент требовались сети с демократичными ценами, которые бы довольствовались небольшой маржой по ценнику, а зарабатывали бы за счет оборота. Именно такие гипермаркеты выживают в кризис», — рассказывает Kapital.kz Бекнур Кисиков.
Собеседник заострил внимание на нескольких факторах, почему, с его точки зрения Carrefour решил уйти. «Первая проблема — снижение покупательского спроса на продукцию. Многим кажется, что Carrefour — это дорогой гипермаркет, многие предпочитают закупаться в Magnum или на торговых рынках. Так у большинства в головах закрепилась информация о том, что Magnum — это гипермаркет с самыми доступными и демократичными ценами. Предполагаю, что Carrefour не удалось переломить менталитет казахстанцев по своей ценовой политике, сформировать лояльную аудиторию, которая приезжала бы за продуктами в Carrefour среди ночи и днем. Вторая проблема Carrefour, как мне кажется, — удаленность этой сети от жилого массива. Считаю, что дислокация Carrefour (он расположен в торговом центре Grand Park Almaty. — Ред.) не совсем выигрышная. В США много дискаунтеров, которые расположены далеко от населенных пунктов, но там формат магазинов таков, что американцы готовы преодолевать дальние расстояния, чтобы закупить продукты: все дело в скидках, комфорте. У нас в Алматы к подобному удаленному формату сетей пока не привыкли, жители казахстанских городов привыкли закупаться вблизи своих домов, в черте города — за город ради покупок в супермаркете никто специально не поедет. Третья проблема — слабая рекламная кампания Carrefour. Рекламы этого гипармеркета я вообще не видел, кроме единичной презентации в начале запуска проекта: ни билбордов, ни листовок… Складывается ощущение, что это направление не было продумано. Ретейл — это постоянная работа с потребителями. Повторюсь, мне кажется, что в маркетинге у сети произошел большой сбой», — заметил Бекнур Кисиков.
Также глава Казахстанской ассоциации франчайзинга подчеркнул, что Carrefour мог принять решение о выходе с рынка Алматы из-за финансовых проблем. «Если это франшиза, то она требовала определенных вливаний, роялти. Представьте, гипермаркет пытается встроиться в демократичный сегмент, на котором уже работают местные ретейлеры, которые знают казахстанский рынок. Это очень трудно. А если предположить, что у казахстанского Carrefour были кредитные заимствования, то по ним нужно было отвечать. Возможно, трудности стали возникать, если это были короткие обязательства и маржа не поспевала. Вспомните, был российский дискаунтер „Пятерочка“, которая как раз ушла с рынка в том числе из-за проблем с кредитными ресурсами. Вообще, думаю, что сам по себе бренд Carrefour — шикарный бренд, я бы хотел, чтобы он у нас задержался. Если бы такие крупные иностранные бренды чаще заходили к нам в Казахстан, это бы говорило о том, что у нас можно работать, делать бизнес иностранным гигантам», — поясняет Бекнур Кисиков.
Причины закрытия магазина назвал генеральный директор гипермаркета в Казахстане Сынг Дэ Рю. Одна из них высокая конкуренция — за год недалеко от Carrefour открылись три подобных магазина. «Основная причина — девальвация и жесткая конкуренция. Закрытие магазина не означает, что компания Majid Al Futtaim Hypermarkets Kazakhstan (владелец франшизы. — Ред.) закрывается для страны. Компания будет мониторить экономическую ситуацию в республике и не исключает возможность вернуться на рынок РК в будущем», — отметил Сынг Дэ Рю.
Как известно, Carrefour расположен в ТРК Grand Park. Генеральный директор торгово-развлекательного комплекса Габит Бейсенбаев сообщил, что уже поступают заявки от известных гипермаркетов, готовых занять торговую площадь. «Уход Carrefour не приведет к повышению цен на продовольственные и иные товары и не уменьшит их ассортимент. В любом случае выигрывает потребитель за счет высокой конкуренции на рынке», — уверен генеральный директор ТРК Grand Park Габит Бейсенбаев.
Напомним, французская сеть магазинов Carrefour, вторая в мире после
американской Wall-Mart, вышла на казахстанский рынок в феврале
2016 года. Магазин открылся в торговом центре Grand Park Almaty.
В феврале прошлого года подчеркивалось, что всего планируется открыть около десяти
магазинов Carrefour. В первом из них, на открытии которого присутствовал
генеральный консул Франции в РК Патрик Ренар, было представлено 30 тыс. наименований товаров. Это бакалея, товары для дома, бытовая техника,
спорттовары и текстиль.
Патрик Ренар годом ранее сообщал, что он ожидает
усиления местных малых и средних предприятий, потому что Carrefour уже
работает с пятьюстами поставщиками товаров из Алматы и других регионов
Казахстана.