USD
489.36₸
+1.250
EUR
533.45₸
+3.360
RUB
4.99₸
-0.020
BRENT
75.13$
-0.040
BTC
68123.30$
+73.500

Что необходимо знать собственнику для успешного ведения бизнеса?

Действенные рецепты основателя «Бизнес-Конструктора»

Share
Share
Share
Tweet
Share
Что необходимо знать собственнику для успешного ведения бизнеса?- Kapital.kz

Собственник бизнеса — это не какой-то красивый абстрактный образ, это полноценная профессия, которая требует больших знаний и компетенций. И если в 90-х они заменялись связями и упорством, сегодня успешный предприниматель — профессионал с огромным багажом знаний. О том, зачем владельцу вникать в детали, как выжить в кризис и создать команду мечты, «Капитал.kz» рассказал предприниматель, бизнес-гуру и основатель международной школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор» Кирилл Куницкий.

Накануне он выступал в Алматы с программой «Построение отдела продаж». В зале ни одного свободного места, холл во время кофе-брейка гудит — идет активный обмен визитками и впечатлениями, топ-менеджмент обсуждает экономическую ситуацию в стране и рекомендации спикера. Не удивительно, ведь на его счету не только успешный проект «Бизнес-Конструктор» и ряд компаний в разных отраслях, но и огромная база знаний с эффективными решениями для совершенно разных сфер бизнеса.

— Кирилл, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к идее создания компании «Бизнес-Конструктор»?

— Уже длительное время я владею несколькими компаниями и неоднократно сталкивался с нехваткой централизованных точек получения бизнес-образования, особенно тех компетенций, которые помогут собственнику эффективно и системно управлять своей компанией. Фактически три классических источника знаний для бизнесмена — это программы MBA, литература и эпизодические тренинги по разным отраслям. На мой взгляд, в большинстве случаев эти источники не дают им необходимые компетенции, а собственник бизнеса — это такая же профессия, как юрист, инженер, учитель или маркетолог. Понимание потребностей рынка в единой системе знаний по управлению бизнесом, ориентированной на владельца, и стало катализатором создания школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор».

— Вы упомянули о том, что имели опыт управления. Вы обладаете практическими знаниями о ведении бизнеса. Какие компании числятся среди ваших активов?

— Сегодня я являюсь учредителем еще трех компаний, помимо «Бизнес-Конструктора», — в сфере логистики, экспорта сельскохозяйственной продукции и производства. В них работают отличные команды, которые применяют те же инструменты, которые я транслирую в БК.

— Сколько в итоге времени потребовалось, для того чтобы проект стал успешным? Каким он был на старте и что представляет собой сегодня?

— Четыре года назад была создана компания, которая начала развитие в Украине, а затем вышла на международный уровень. В режиме онлайн мы работаем фактически со всем русскоязычным миром, офлайн — в Украине, Казахстане и Чехии. За эти годы нашими клиентами стали более 10 000 собственников и управленцев компаний.

«Бизнес-Конструктор» объединяет в себе школу системного бизнеса, где обучаются собственники компаний и их топ-менеджмент, консалтинговую компанию и рекрутинговое агентство. Мы не только учим собственников бизнеса, но и собственноручно помогаем решать целый ряд управленческих проблем — проводим реструктуризации компании, оптимизируем бизнес-процессы, подбираем персонал, строим отделы продаж, внедряем управленческий учет, запускаем процессы стратегического планирования в компаниях. Но все начинается, конечно же, с обучения, поскольку если собственник не имеет минимального набора качественных компетенций по управлению бизнесом, крайне сложно осуществлять изменения в компании. Причем обучение в компании проходит в режиме «обучение действием» — собственники компаний получают дозированно эффективные инструменты по управлению бизнесом и тут же внедряют их у себя в компании при поддержке наших специалистов. Это дает максимальный эффект.

Помимо вопросов эффективности ведения бизнеса, мы закрываем еще две важных потребности: качественное окружение и времяпровождение (lifestyle). Внутри БК создан клуб Business Lifestyle, в рамках которого мы организуем бизнес-яхтинг, горнолыжные поездки, кайт-сафари и тому подобное.

07acd60c080ee23c39f14761e62.jpg

— Вы затронули вопрос MBA. Сегодня многие эксперты предрекают скорое исчезновение этого формата получения знаний. Согласны ли вы с этим?

— Да, я думаю, он отмирает. Скорость изменений в любой сфере управления бизнесом достаточно высока. Чтобы успешно применять знания, надо получать их напрямую от практиков. То, что было актуально 5−10 лет назад, теряет свою значимость. Если мы говорим о типичных программах MBA, то большую часть материала дают теоретики — люди, которые сами учились по книгам и всю жизнь занимаются преподаванием или имели управленческий опыт в далеком прошлом. А главное, количество информации, которое дается на курсе MBA, колоссально перегружает предпринимателя. В итоге человек тратит очень приличные деньги, огромное количество времени и получает теоретическую информацию, которую сложно внедрить в бизнес. В результате после прохождения программы MBA остаются воспоминания об интересном времяпровождении, несколько полезных знакомств и приставка «MBA» к имени в визитке, а реальные изменения в компанию так и не приходят. Бизнес — очень турбулентная среда: получил новые знания в нужном количестве — тут же внедрил. MBA я сравниваю с покупкой в аптеке всех возможных лекарств. Человек думает, что если у него дома склад медикаментов, то он защищен от всех болезней. Но наличие горы лекарств не гарантирует излечение, потому что в них нужно разбираться — без рецепта не обойтись. Тот формат, который даем мы, — это дозированное решение по рецепту.

— В таком случае должен ли собственник быть компетентным во всех тонкостях своего бизнеса?

— Мы живем в среде с низкой культурой ведения бизнеса. Если статус крупного бизнеса обязывает постоянно повышать этот уровень (хотя и здесь есть печальные примеры), то малый и средний бизнес делается, по сути, «на коленке». И эта тенденция наблюдается по всему миру, но особенно на постсоветском пространстве.

Даже если вы наняли опытного, на первый взгляд, сотрудника, гарантий на грамотное закрытие его зоны ответственности нет — он может заниматься популизмом или красивой презентацией результатов, которые достигаются при посредственном его участии. Если у собственника нет понимания того, как должна функционировать каждая зона в его компании, то он ставит свое дело под угрозу. По сути, любой бизнес состоит примерно из одних и тех же кубиков, и в них вполне реально разобраться. С уверенностью могу сказать, что три месяца интенсивной подготовки дают предпринимателю возможность сложить в голове пазл того, как работает его бизнес, и получить минимально необходимый скелет компетенций.

— Бывали ли случаи или кейсы, когда руководители кардинально меняли сферу деятельности после вашего обучения?

— Да. Один из ярких примеров — когда компания из поставщика кормов для крупного рогатого скота переквалифицировалась в экспертную организацию, которая занимается повышением эффективности процессов кормления, отодвинув поставки кормов на второй план. Мой курс нацелен на то, чтобы собственник самостоятельно принимал подобные решения, я не даю рыбу, я даю удочку.

— Но в таком случае вы уже меняете и само восприятие бизнеса, его возможностей? Это некая психологическая работа.

— Не так давно у нас была встреча клуба выпускников нашей главной трехмесячной программы «Собственник бизнеса 2.0», где одна из владелиц крупной дистрибьюторской сети сказала, что я не обучаю, а меняю ДНК бизнесменов. Безусловно, в процессе коммуникации я оказываю сильное влияние на психологию мышления. Только изменив эту самую «ДНК», можно начать достигать результаты. Для этого нужно задавать правильный вопрос: каким я должен быть, чтобы изменить компанию?

— Задам в таком случае встречный вопрос: можно ли в кризис изменить компанию? Как вы считаете, как выжить предпринимателю в период спада?

— Главное — исходить не от продукта или сферы, а от потребностей рынка, которые еще не покрыли конкуренты. В кризис, как правило, возникает спрос на эффективность и оптимизацию, соответственно существует значительный потенциал у любых компаний, предоставляющих соответствующие услуги — например, услуги аутсорсинга. Важно помогать своим клиентам становиться эффективнее — в этом кроется сильное конкурентное преимущество. Кроме этого, стоит смотреть в сторону экспортной деятельности, у Казахстана замечательный экспортный потенциал, к тому же от девальвации всегда выигрывают экспортеры.

— Очень интересно в таком случае, как происходит отбор кандидатов на ваши курсы. Кто может стать вашим слушателем?

— Мы, действительно, проводим вводную диагностику, оцениваем компетенции кандидата, уровень развития компании и последовательно даем то, что ему нужно. К нам на программу приходят люди, у которых есть действующий бизнес. Человек без конкретики — не наш клиент. Иногда приходят собственники на этапе стартапа, им мы тоже помогаем — главное, чтобы они предпринимали какие-то действия. Людям с очень высоким уровнем компетенций мы рекомендуем альтернативу — получать точечные знания, повышая только недостающие компетенции. Мы стараемся бережно относиться ко времени наших клиентов. Руководителей с низкими базовыми компетенциями мы отправляем подтянуть свои знания, бывает, что человек банально не владеет компьютером. У нас нет цели впустую тратить время и деньги клиента, главное для нас — чтобы бизнесмены получали реальные результаты после обучения.

Наша методология работает очень эффективно, если собственник бизнеса выполняет все рекомендации. Большинство учебных программ веду я, но у нас есть высококвалифицированные тренеры по нишевым отраслям — сильные финансисты, бизнес-аналитики, HR-специалисты. Процесс интерактивный, с бизнесменами работаю не только я, но и команда кураторов, консультантов.

b6bd207c14808505eb435a18751.jpg

— Считается, что команда — это залог успеха любого бизнеса. Можно иметь профессиональный и нелояльный коллектив и не добиваться больших результатов, а можно, наоборот, «голодную» и высоко замотивированную команду и видеть, как бизнес выстреливает. По вашему мнению, как собственник должен строить отношения со своими сотрудниками?

— Есть проблема сопричастности команды к бизнесу. Иногда топы мыслят достаточно эгоистично, воспринимая команду как инструмент достижения собственных целей. Крайне важно переключить управление в командный режим, когда собственник говорит не «я», а «мы». Для того чтобы создать сильную команду, нужно уделять внимание подбору сотрудников, их вводному обучению, развитию компетенций, сплочению коллектива, созданию корпоративной культуры. Сильная команда — это мультипликатор усилий собственника, актив, который сравним с такими важными ценностями, как репутация, знания и опыт. Я часто говорю о том, что не надо работать с людьми, которых вы не уважаете. Неуважение отзеркаливается, а затем начинает транслироваться на команду.

— Должен ли предприниматель обучать своих сотрудников?

— Обязательно. В связи с низкой культурой ведения бизнеса действительно профессиональных сотрудников на рынке труда крайне мало. И для быстрого роста компания должна внедрить систему обучения персонала. Под каждого сотрудника должен быть составлен четкий профиль компетенций и разработана система обучения. Причем обязательным элементом такой системы является аттестация (экзамен) по итогам обучения. Кроме этого, в компании должна проводиться регулярная оценка персонала, по итогам которой разрабатываются индивидуальные планы развития под сотрудников.

— Кирилл, можно ли попросить вас под занавес поделиться лайфхаками, которые были бы полезны казахстанским бизнесменам.

— Во-первых, правильно выберите нишу — определите рынок, в котором ограничена конкуренция и явно неудовлетворенная потребность, и создавайте здесь качественный продукт. В любой ситуации, даже в период рецессии, остаются рынки, наполненные деньгами и испытывающие нехватку качественных решений. Во-вторых, постройте качественную систему продвижения — определите набор системных инструментов, при помощи которых вы будете привлекать клиентов. Для многих компаний в наше время особенно актуальным является интернет-маркетинг. В-третьих, создайте эффективную организационную структуру, с четко распределенными центрами ответственности. В-четвертых, проводите регулярный пересмотр команды — следите, чтобы все люди, работающие в компании, были эффективны и привержены общему делу. И еще один важный момент — грамотно управляйте финансами, внедрив ключевые управленческие отчеты, при этом не забывая про прогнозирование и планирование.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.