Аналитики компаний Burger King Kazakhstan и foodpanda.kz ожидают, что в 2017 году обороты рынка доставки еды в Казахстане достигнут отметки в 9,4 млрд тенге (28 млн долларов), в 2018 году — 10,4 млрд тенге (31 млн долларов). Для сравнения, в прошлом году эта цифра равнялась 8,4 млрд тенге (25 млн долларов), в 2015 году — 7,1 млрд тенге (21,2 млн долларов), в 2014 году — в 5,2 млрд тенге (15,5 млн долларов), а в 2013 году рынок оценивался в 3,9 млрд тенге (11,6 млн долларов), сообщили центру деловой информации Kapital.kz в пресс-службе Burger King.
По данным foodpanda.kz, в 2013—2014 годах число заказов увеличивалось на 20−30% в год, в 2015 г. — на 45%. В прошлом году рост заказов в некоторых месяцах достигал уже 55%. Эксперты связывают рост популярности услуг по доставке еды среди казахстанцев с удобством сервиса и скоростью обслуживания.
Самый динамично растущий сегмент рынка доставки еды — это QSR (Quick service restaurants — рестораны быстрого обслуживания). По данным представителя QSR-сектора компании Burger King Kazakhstan, доля доставки в их сети ресторанов составляет 1−8% в зависимости от города РК. Несколько отличаются данные по западному региону республики: доля доставки здесь равна 13−18% от общей выручки ресторанов. Отметим, что в сети Burger King в Казахстане еще популярнее продажи в формате «автоэкспресс» (из окна ресторана водителям и пассажирам автомобилей) — на этот сегмент в различных регионах приходится 15−25% заказов клиентов Burger King.
Участники рынка отмечают, что сервисам заказа еды присуща сезонность. В холодное время года популярность доставки возрастает в среднем на 12%. С октября по февраль наблюдается общий рост заказов. Также их количество возрастает в выходные и праздничные дни. Напротив, в период православного поста и месяца Рамадан количество заказов сокращается. Ключевая аудитория, заказывающая еду на дом или в офис, — это молодые люди в возрасте 20−35 лет, преимущественно офисные работники. Средний чек по Казахстану — 3500−5000 тенге.
Часть ресторанов в Казахстане имеет собственный сервис доставки еды. Другие предпочитают работать через онлайн-агрегаторы. Среди последних около 40% занимает foodpanda.kz, и ее доля растет. В 2014 году к платформе foodpanda.kz были подключены 80 ресторанов, в 2015 г. — 346, в 2016 г. — около 400 по всему Казахстану.
Основным конкурентом компании остается Chocofood.kz, нарастивший большую базу клиентов с помощью сервиса купонов. 20% рынка занимают остальные сервисы, такие как grab.kz, bestfood.kz и др. При этом в Западном Казахстане агрегаторы не представлены. В основном сервис доставки в западном регионе с 2015 года обеспечивается мобильным приложением компании «Консьерж». Помимо него, сегодня в Казахстане насчитывается более двадцати мобильных приложений, позволяющих заказать доставку еды и оплатить ее онлайн. Так, более 60% заказов у сервиса foodpanda.kz происходят через мобильное приложение. В целом в стране растет популярность заказов через интернет: если в 2013 году на долю онлайн-оплаты приходилось менее 7% рынка, то на данный момент их доля превышает 23%.
Онлайн-сервисы и мобильные приложения по доставке еды позволяют пользователям сделать заказ в любом подключенном к платформам ресторане всего за один клик. При этом агрегаторы, по данным foodpanda.kz, осуществляют доставку в течение 40 минут.