На расширенном заседании правительства в сентябре текущего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил ряд конкретных задач по обеспечению экономического роста. В качестве одной из главных обозначено стимулирование массового предпринимательства и обеспечение занятости. Также были даны поручения по развитию агропромышленного комплекса, в частности сельхозкооперации, а также по диверсификации экспортного потенциала.
По словам председателя Президиума Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Тимура Кулибаева, для реализации поставленных главой государства задач НПП разработала 10 приоритетных шагов для развития бизнеса.
Шаг 1. Микрокредитование – самое быстрое и эффективное средство для МСБ.
Анализ ситуации на рынке микрокредитов показал, что, с одной стороны, имеет место низкий охват сельской местности, с другой - для большинства начинающих предпринимателей микрокредиты являются недоступными в связи с высокими процентными ставками (в среднем 40% годовых). В связи с этим с начала текущего года НПП «Атамекен» за счет привлечения частных инвестиций и средств местных бюджетов приступила к микрокредитованию в пяти пилотных областях: Алматинской, Актюбинской, Кызылординской, Костанайской и Мангистауской.
Ключевым преимуществом реализуемых НПП «Атамекен» подходов микрокредитования стали гибкость по залогам, предоставление поручительства, сопровождение бизнес-проектов от обучения предпринимателей до их реализации, возможность кооперации и прямого сбыта. Микрокредиты выдаются в сумме до 15 млн тенге под 6% годовых сроком до 5 лет без отраслевых ограничений. При этом для получения микрокредита предпринимателю необходимо предоставить всего 5-6 документов. Широкий охват услугами микрокредитования обеспечивает развитая инфраструктура НПП «Атамекен», в том числе на районном уровне.
В настоящее время в пяти пилотных областях в микрокредитные организации поступило 365 заявок на сумму 1 942 млн тенге. 185 проектам уже представлено финансирование на сумму 825 млн тенге. Предлагается в рамках первого шага применить опыт микрокредитования НПП «Атамекен» в рамках ДКБ-2020, ДКЗ-2020, инструментов НУХ «КазАгро», а Нацпалата может выступить единым оператором в сервисной части микрокредитования по всем госпрограммам.
Шаг 2. Бизнес-обучение в массы.
Существующий формат обучения основам бизнеса неэффективен и формален. В рамках реализации действенных мер для обеспечения занятости населения, снижения социальной напряженности, а также развития предпринимательства в регионах «Атамекен» при поддержке правительства РК завершила два пилотных проекта - «Bastau Бизнес» и «Bastau Кәсіп» в Мунайлинском районе Мангистауской области. В стадии реализации находится проект онлайн-обучения «Атамекен Бизнес Академия», а также создается методологический центр для обучения бизнес-тренеров.
Учитывая эффективность проектов, предлагается применить этот опыт по всем регионам страны. Их включение в качестве инструментов нефинансовой поддержки предпринимательства в единую программу поддержки и развития бизнеса «ДКБ-2020» было бы логичным и рациональным. Стоит подчеркнуть, что все программы обучения НПП «Атамекен» будут увязаны с системой микрокредитования.
Создать возможность для начала бизнеса по итогам обучения могут специальные мини-индустриальные зоны (МИЗ), в которых будут размещаться предприятия МСП одного профиля деятельности (к примеру, все швейные производства). Предлагается направить средства в рамках госпрограмм на создание во всех регионах малых индустриальных зон в формате готовых быстро возводимых зданий и сооружений промышленной направленности с подведенными инженерными коммуникациями, где на условиях аренды будут размещаться малые производственные предприятия.
Шаг 3. В приоритете сельхозкооперация.
Одной из сдерживающих проблем развития АПК является преимущественно мелкотоварный характер производства. Для решения данной проблемы в октябре 2015 года был принят закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах», реализуется совместный План НПП и МСХ по созданию и реализации 10 пилотных кооперативов. Также Нацпалатой реализуется программа «200 сельхозкооперативов с НПП «Атамекен». На сегодняшний день сопровождается уже более 283 сельскохозяйственных кооперативов, которые объединяют около 7 тыс. крестьянских/фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения.
Вместе с тем сельхозтоваропроизводители, укрупняясь в форме сельхозкооперативов, сталкиваются с проблемой отсутствия доступа к дешевым длинным деньгам. Для решения проблем доступа к финансам предлагается определить приоритет микрокредитования личных подсобных хозяйств населения, объединенных в кооперативы, а также внедрить новый продукт льготного кредитования через институты АО «НУХ «КазАгро».
Шаг 4. Местное содержание актуально.
В сложившихся экономических условиях важно стимулировать спрос на продукцию отечественного производства. Одним из механизмов стимулирования спроса на отечественную продукцию является централизация системы государственных закупок. НПП предлагает создать на базе АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLоC» централизованного офиса государственного заказа по опыту США под доверительным управлением НПП «Атамекен». В свою очередь, отбор предпринимателей для получения комплексных мер господдержки и заключения долгосрочного контракта должен проводиться на основе понятных и четких требований: наличие индустриального сертификата и стратегии дальнейшей локализации производства, внедрение самых передовых технологий и новаций для дальнейшего выхода на экспорт в течение 2-5 лет. Таким образом, поддержка предпринимателей за счет внутреннего спроса будет увязана с программой по развитию экспорта.
Шаг 5. МСБ - ключевой драйвер роста экономики.
По предварительным оценкам, только в ближайшей перспективе экспортная выручка от реализации продукции АПК может быть увеличена более чем в 2 раза, т. е. на 1,7 трлн тенге, что даст Казахстану возможность войти в десятку стран-экспортеров. Так, реально можно увеличить производство растительных масел в 4-5 раз (до 2 млн тонн); мяса говядины - в 2 раза (с 400 тыс. тонн до 800 тыс. тонн, из которых можно экспортировать 300-400 тыс. тонн); мяса баранины - с 160 тыс. тонн до 300 тыс. тонн, 50% из которой можно экспортировать.
Сегодня в Казахстане существуют все общепризнанные меры государственной поддержки экспорта, которые «размыты» между различными госучреждениями. Это приводит к несогласованности мер, накладыванию одинаковых функций между организациями по поддержке экспорта. От всего этого недопонимания между органами страдает наш предприниматель. Необходимо взаимоувязать все меры в единый органичный и последовательный процесс. Для этого нужно выработать новую Стратегию продвижения экспорта с наличием оцифрованной базы средних и крупных предприятий, налаженными связями с системой торгово-промышленных палат зарубежных стран. Единым оператором в сфере экспорта могла бы управлять НПП «Атамекен».
Шаг 6. Бизнес-навигатор и бизнес-конструктор.
Региональная карта развития предпринимательства – это электронный портал, представляющий собой бизнес-навигатор, где сосредоточена актуальная информация для предпринимателей, потенциальных предпринимателей, инвесторов и иных пользователей, заинтересованных в предпринимательской деятельности. Бизнес-навигатор включает в себя информацию о мерах государственной поддержки и развития предпринимательства; аналитический обзор по всем регионам страны (экономическая специализация и основные показатели социально-экономического развития). Также на портале размещен Единый реестр предпринимателей страны с актуальными контактами и иной необходимой информацией о бизнес-субъектах. В настоящее время в карте сформировано 105 перспективных инвестиционных проектов. Представители более 103 стран уже посещают портал.
В НПП считают, что необходимо учитывать данные Региональной карты развития предпринимательства при принятии решений о включении проектов в Карту индустриализации. Необходимо включить в программу «ДКБ-2020» возмещение затрат предпринимателей по разработке ТЭО. Ситуация требует создания на базе региональной карты подсистемы по принципу «бизнес-конструктора» как инструмента поиска оптимальной территориальной рыночной ниши на основе ключевых данных о рынке.
Шаг 7. Проект «Правительство для бизнеса».
За последние годы государство инициировало и создало инфраструктуру мер поддержки бизнеса, необходимые программы и институты. Сегодня настал момент, когда необходимо консолидировать эти меры поддержки, сделать их удобными и эффективными, предоставляя меры поддержки предпринимателей из «единого окна» по аналогии «Правительство для граждан». Операторство, с учетом имеющейся инфраструктуры до районного уровня и опыта работы по сервисному обслуживанию предпринимателей, предлагается закрепить за НПП «Атамекен» при координации со стороны правительства.
Шаг 8. Провести ревизию контрольно-надзорных функций государственных органов.
В целом по стране контрольные и надзорные функции осуществляет 61 ведомство. Анализ показал, что ведомства обладают 512 контрольными функциями в различных сферах. О тотальности контроля говорит и такая цифра: в отношении предпринимателей на сегодня действует более 18 тыс. требований. Наступило время, когда необходимо провести ревизию контрольно-надзорных функций государственных органов. И НПП «Атамекен» также разработала здесь ряд предложений.
Шаг 9. Лжепредпринимательство и защита добросовестных предпринимателей.
В ходе уголовного процесса по делам лжепредпринимательства не соблюдаются требования законодательства в части объективности и полноты исследования. Сам состав «лжепредпринимательства» дублирует другие составы преступлений (по сути, это один из способов уклонения от уплаты налогов, банковских кредитов, мошенничества). Сложилась порочная практика отмены регистрации юридических лиц (лжепредприятий). Все их сделки с контрагентами признаются недействительными. Как следствие, последним доначисляются дополнительные суммы налогов и штрафов.
Уголовное преследование также используется как инструмент для «внеплановых» проверок и все еще остается средством оказания давления на бизнес. Новый Кодекс «Об административных правонарушениях» содержит 608 составов правонарушений, из которых более 400 составов применяются в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Из этих 400 всего 14 статей предусматривают взыскание в виде «предупреждения», т. е. на безальтернативной основе.
Необходимо исключить излишнюю репрессивность УК по отношению к предпринимателям с отходом от карательных мер к профилактике. Не менее важно провести работу по расширению института предупреждения в рамках АК, исключив зависимость штрафов от размера бизнеса, а также установить верхние пределы штрафов для всех категорий бизнеса.
Шаг 10. Внедряя стандарты ОЭСР.
На расширенном заседании правительства в сентябре глава государства отметил необходимость проведения повторной инвентаризации подведомственных организаций министерств и ведомств с целью передачи их в конкурентную среду или на местный уровень.
В рамках исполнения поручения президента РК по снижению доли участия государства в экономике до 15% от ВВП по опыту стран ОЭСР НПП предлагает параллельно с исполнением Комплексного плана приватизации на 2016-2020 на правительственном уровне создать специальную рабочую группу - Правительственный штаб. Вместе с представителями бизнес-сообщества она проведет полноценный анализ функций подведомственных и дочерних структур госорганов и МИО на предмет нарушения рыночных принципов и стандартов ОЭСР. И выдаст вердикт: приватизировать и/или ликвидировать субъекты и организации.
Вышеперечисленные меры полностью соответствуют задачам, обозначенным главой государства в Стратегии по вхождению Казахстана в 30 развитых стран и внедрению стандартов ОЭСР. НПП «Атамекен» готова участвовать в обсуждении и доработке предложений с госорганами, а также представить подробные механизмы, необходимые расчеты, предложения по изменению нормативно-правовых актов.