USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
90748.40$
-494.600

Анна Шелепова: Я умею правильно просить деньги у бизнесменов

Как удается стимулировать молодежь к занятиям спортом рассказала президент общественного фонда Sport Concept

Share
Share
Share
Tweet
Share
Анна Шелепова: Я умею правильно просить деньги у бизнесменов- Kapital.kz

Разговор с Анной Шелеповой – президентом общественного фонда Sport Concept – может стать настоящим руководством к действию для всех тех, кто знает, как сделать нашу жизнь комфортнее в плане материального достатка и милосерднее в духовном смысле, но не имеет для этого определенных ресурсов. Анна успешно реализует ряд проектов в Алматы, связанных со строительством спортивных детских клубов, спортивных дворовых площадок, катков и др., что ложится в основу формирования здоровой нации. Как ей удается стимулировать молодежь к занятиям спортом, убеждать бизнесменов в том, что их вложения оценит не одно поколение, да еще и брать себе в помощники очень осторожных на первый взгляд чиновников? Обо всем этом Анна рассказала в интервью журналисту делового еженедельника «Капитал.kz».

- Анна, насколько я знаю, свою деятельность вы начали на основе личного примера. Алматинцам хорошо известна история, когда однажды за магазином «Военторг» вдруг появился каток. И построили его местные жители. Вот этот опыт и дальнейшие ваши проекты – о чем они говорят? Насколько сегодня спортивные объекты интересны нашему обществу?

- Да, действительно, наша история началась пять лет назад, когда мы ради своего собственного ребенка решили благоустроить заброшенный пустырь во дворе. В конечном итоге здесь появился дворовой каток. Мы никому ничего не хотели доказывать, мы не знали, как это сделать правильно, мы просто начали искать информацию. Интересно было другое: в нашем же дворе, а это достаточно большой микроучасток, где порядка 10 домов, выяснилось, что с другой стороны живет еще одна семья, которая тоже хотела построить каток для своих детей. Мой муж встретился с отцом этого семейства, и вот так появились первые активисты, первые соратники и единомышленники, которые друг другу помогали.

У большинства людей возникла масса вопросов, кто-то очень негативно отнесся, особенно пожилое поколение, хотя для меня это странно, ведь они как раз выросли в Советском Союзе, где дворовые площадки были нормой, в том числе и катки. Нам приходилось и до сих пор приходится объяснять многим людям, зачем мы это делаем, для чего и почему мы хотим, чтобы спорт был доступен каждому ребенку.

Сейчас нам намного легче. Потому что в Алматы в последние годы появился такой тренд, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, когда горожане сами благоустраивают дворы, выделяются и определенные бюджеты, другими словами, здоровый образ жизни стал массовым трендом. Тогда как еще пять лет назад люди не понимали, что их собственные дети – достаточная мотивация для того, чтобы выйти из своей квартиры и начать благоустраивать двор.

Строить тот самый первый каток было очень сложно. Здесь должна быть определенная инфраструктура, это и водопровод, и правильная теневая сторона, чтобы каток не таял. В итоге мы сумели развеять миф о том, что в Алматы катки не могут стоять. Это не так. Просто нужно правильно выбирать место. Хотя весь этот процесс, с поиском доступа к воде, с получением разрешения на то, чтобы благоустраивать самостоятельно двор, с поиском средств на все это – конечно, пришлось затратить немало сил и энергии.

На сегодняшний день мы уже благоустроили порядка 20 дворов. Это не обязательно катки, потому что, наверное, не в каждом дворе люди смогут их обслуживать, это и площадки спортивно-игровые, и площадки для особенных детей.

- Давайте сейчас попробуем понять главное – источники финансирования. Как вы обеспечиваете средства, необходимые для строительства всех этих объектов?

- В данном случае все зависит от трех сторон, это моя идеальная формула, которая наконец начала работать (улыбается). Первое – это бизнес. Второе – гражданское общество – самая сложная группа, которую нужно постоянно «раскачивать» и объяснять пользу всего того, что мы делаем, и третье – власть.

Начну, пожалуй, с гражданских сообществ. Изначально, когда ты приходишь во двор и предлагаешь «давайте благоустроим ваш двор», люди не верят, они просто не понимают, чего ради вдруг какой-то человек, какой-то общественный фонд будет вдруг благоустраивать их территорию. Чтобы горожане стали охотнее идти на контакт, прилагать усилия для того, чтобы изменить свой двор к лучшему, мы решили пойти по другому пути – стали проводить различные конкурсы. Определяем самые ответственные дворы и предлагаем сделать то же самое и нашим государственным органам.

Я глубоко убеждена в том, что деньги – это еще не 100% успеха данного конкретного двора. Наше общество здесь самое важное звено. Если вы строите площадку там, где ее не ждут, где нет ответственных людей, где нет волонтеров, которые будут за ней следить, где нет КСК, который готов будет взять на себя ответственность, то такой двор обречен. И сколько бы денег ни вложил бизнесмен в этот двор, какое бы благое намерение ни было у отдела благоустройства или ЖКХ определенного районного акимата, у такой площадки будущего нет. Ее разнесут, испортят.

И вот парадокс, именно таким людям очень часто везет с помощью со стороны государства. Сейчас все знают, что на развитие алматинских дворов выделено 2 млрд 30 млн тенге. Эта информация прошла в СМИ. И вот, когда ты приходишь в районный акимат, там уже имеется список некоторых дворов, где планируются работы.

Конечно, возникает вопрос, по какому принципу идет отбор? Эти очереди до сих пор непрозрачны и мне не совсем понятны. Нам как-то ответили: «выбираем по принципу «самый плохой двор», то есть там, где все плохо, мы придем и построим «город-сад». Вы понимаете, что если там уже все плохо, значит, там живут люди, которые не следят за своим двором? Им в принципе безразлично. Это люди из той категории, когда друг другу подкидывают мешки с мусором, пакостят как могут. Да, это реалии нашего города.

- А как складываются отношения с бизнесом? Насколько наши предприниматели сегодня щедры на такие проекты?

- Я вам расскажу о своем опыте, возможно, он будет полезен кому-то. Дело в том, что, по моим данным, нужно обойти порядка 20 компаний для того, чтобы хотя бы одна согласилась помочь в том или ином проекте. Никогда не нужно приходить в компанию и жаловаться на жизнь. Не нужно рассказывать топ-менеджерам о том, как все плохо в нашей стране или презентовать им свое представление о том, что происходит в нашем государстве и как это нужно менять. Очень часто люди приходят к бизнесу с какими-то эмоциями.

Чтобы получить деньги на проект, я рекомендую сделать следующие вещи: найти статистику. Мы, например, ежегодно проводим свежие исследования, у нас всегда есть цифры. Говорим о том, что, допустим, в нашем городе живут 300 тыс. детей, из которых всего 11% занимается спортом. Это очень маленькая цифра, порядка 40 тыс. детей. С другой стороны, мы имеем другие проблемы. Например, в классе моего ребенка провели исследование, и оказалось, что 80% второклашек уже со сколиозом. Если все это мы объясняем и показываем бизнесу, тем самым давая понять, проблему какого масштаба мы решим и что изменят его вложения в данный проект, насколько изменится качество жизни наших детей, то бизнес всегда очень охотно идет навстречу. Потому что мы даем готовое решение определенной социальной проблемы. И мы точно знаем, как замерить этот эффект.

То есть одно дело, когда мы говорим о привлечении денег для одного двора, что, естественно, может быть неинтересно, и другое дело, когда речь идет о вопросе городского и даже государственного масштабов. Сейчас подобные проекты вместе с бизнесом мы реализуем и в Актау, и в Рудном, то есть всегда нужно масштабирование, независимо от местности, потому что в Казахстане примерно одинаковая ситуация с развитием детского спорта. И мы говорим о том, что мы не просто строим площадки, мы создаем детские спортивные секции, а это уже первая ступень к профессиональному спорту.

- Анна, давайте к третьей группе перейдем, с которой вы контактируете, – власть. Как госорганы реагируют на ваши инициативы?

- На самом деле они всегда только позитивные (улыбается). Вопрос в том, какой следующий шаг. Я прошла практически все уровни, только до президента не дошла, пока написала Айсултану Назарбаеву, потому что он сегодня активно развивает футбол. Мы были и в акимате Алматы, были и в Астане. Совсем недавно провели пресс-конференцию, на которую пригласили депутатов мажилиса парламента. Мы предлагаем очень простую вещь – развитие детского массового спорта. В нашей стране есть все ресурсы для этого – бюджеты на благоустройство дворов, есть совесткие чемпионы, которые в Казахстане вырастили не одно поколение успешных спортсменов, почему бы их не вернуть в наши дворы, чтобы они занимались с детьми?

У нас есть дворовые клубы, в Алматы их около 40, но там нет спортивной направленности. Это больше обычные кружки в каких-то зданиях, где сидят дети и пассивно проводят время. Почему бы не вывести этих детей на занятия спортом? У нас, повторюсь, есть все. Вопрос только в том, как это все объединить. Приведу маленький, но очень успешный пример. Мы заключили меморандум с акиматом Алматы, с управлением физической культуры и спорта, которое в свою очередь привлекло финансирование от спонсоров, и теперь мы сумели обеспечить зарплату тренерам по футболу.

- Анна, а бывают такие периоды, когда вам вообще не удается привлечь какие-либо средства на ваши проекты?

- Люди сейчас стесняются жертвовать маленькие деньги, а больших денег у них нет. Но я убеждена в том, что даже 200 тенге способны изменить ситуацию, потому что если 16 миллионов человек даже по 100 тенге соберут, это будет уже 1 млрд 600 млн тенге. У нас не было таких ситуаций, когда мы бы ничего не смогли получить. Потому что тогда это бы означало, что мы работаем неэффективно. Если мы работаем неэффективно, если у нас плохая идея, зачем тогда вообще все это делать? У нас всегда есть какие-то минимальные бюджеты. Другое дело, что, например, в прошлом году многие представители бизнеса предпочитали вкладывать в алматинские дворы самостоятельно, напрямую. Через фонд эти деньги не проходили, они просто выбирали двор и в рамках ГЧП вкладывали свои деньги. Насколько я знаю, в среднем эти площадки стоили от 10 млн тенге. Они не числятся на нашем балансе, это то, во что вложился бизнес вместе с акиматом. Они построили площадку, а мы пришли в этот двор, помогли создать сообщество, создать секции, поговорили с людьми, объяснили им их ответственность, что они должны поддерживать эту площадку самостоятельно.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.