USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.86$
-0.280
BTC
97053.80$
+2805.100

Как запустить глэмпинг в Казахстане

Сооснователи Menin House рассказали об инвестициях, уникальности проекта и о том, чего не хватает для развития туризма в стране

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В последние годы такое направление туризма как глэмпинг пользуется спросом во всем мире. Исключением не стал и Казахстан. Этому отчасти поспособствовали жесткие локдауны из-за пандемии COVID-19. Глэмпинг – это отдых на природе с комфортом гостиничного номера. Такой вариант выбирают те, кто не готов отказываться от привычного комфорта и таких благ цивилизации, как отопление, электричество и ванная комната со всеми удобствами.

Глэмпинги бывают палаточными, купольными, шатровыми, модульными и даже плавучими. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сооснователи глэмпинга Menin House Алишер Тохтиев и Куаныш Исаев рассказали, сколько было вложено средств в проект и какова его рентабельность на сегодняшний день, а также поделились особенностями запуска туристического бизнеса в Казахстане.

Расскажите краткую историю основания вашего бизнеса. Как, когда и почему пришла идея его создать и когда он был запущен?

Алишер Тохтиев (А.Т.): Вообще, мы уже видели такие купольные дома в фотохостинге Pinterest – я их постоянно себе сохранял. Это было еще до пандемии, а открылись мы осенью прошлого года, 3 октября. Мне кажется, такой формат (купольный глэмпинг – Ред.) подходит нашим людям, потому что это похоже на современную юрту – из-за чего мы и решили его открыть.   

А почему именно в Алматы? В Казахстане ведь много красивых мест.

А.Т.: Вообще, мы планировали открывать глэмпинги по всему Казахстану: показывать наши места, природу. Но так как мы живем в Алматы, решили начинать отсюда. Так было удобно географически, и народа здесь больше: протестировать и посмотреть, понравится людям или нет.

Сколько ушло времени на строительство?

Куаныш Исаев (К.И.): Первый домик мы построили сами, своими руками.

А.Т.: Да, на него ушло все лето, 3 месяца. На другие купола – тоже 3-4 месяца, но они строились одновременно – это уже делали подрядчики.

Куаныш Исаев (слева) и Алишер Тохтиев (справа), сооснователи Menin House - Kapital.kz

Куаныш Исаев (слева) и Алишер Тохтиев (справа), сооснователи Menin House

А как вы выбрали место?

А.Т.: Мы очень долго искали участок – практически полгода. Случайно нашли, и нам сразу понравился вид отсюда, плюс очень удобно: находится рядом с городом. Но он был совсем необустроенный, везде заросли и кустарники, и не было никакой инфраструктуры. В итоге мы заключили четырехлетний договор аренды с частным лицом. Сейчас планируем продлить контракт еще на 10 лет.

Какие услуги вы предоставляете сейчас?

А.Т.: У нас часто делают предложения руки и сердца или просто хотят удивить свою половинку – мы оформляем красивый стол с цветами в романтическом стиле. Отдельно предоставляем в аренду барбекю-зону. На террасе стоит мангал, но мы запрещаем пользоваться им летом, потому что здесь везде сухостой – недавно горел Кок-Тобе. Услуга доступна только зимой и стоит 10 тыс. тенге: туда входят дрова, угли, розжиг.    

Какой объем инвестиций первоначально был привлечен в проект? Какие сроки окупаемости?

К.И.: Общая сумма инвестиций – приблизительно 43 млн тенге. Каждый купол обошелся нам на тот момент в 9 млн тенге. Я уверен, что сейчас это стоит дороже. Плюс инфраструктура и подводка: сюда протягивали воду, коммуникации. Самое дорогое – это электричество, потому что глэмпинг находится далеко, и из-за расстояния происходят потери в электричестве. На строительство купола с сауной понадобилось 12 млн тенге.

А.Т.: Срок окупаемости – 1,5 года. Пока мы не окупились. Заполняемость нашего глэмпинга – 90%. Бывают дни, когда нет людей, обычно это будни: вторник, среда.

К.И.: 90% – это и то плохо. Мы привыкли, что люди постоянно бронируют.

Как запустить глэмпинг в Казахстане 1713754 - Kapital.kz

Давайте поговорим о куполах. Вы сказали, что один купол обошелся вам в 9 млн тенге. Из какого материала он сделан?

А.Т.: У него металлический каркас, а сверху тент. Между ними – обычная ткань, внутри – утеплитель, холлофайбер, как в куртках: у него с одной стороны фольга, отражающая свет, а внутри – пух.

К.И.: Здесь около 80% экологичных материалов: дерево, металл, вагонка, не синтетическая ткань, кроме тента и наружного стекла – оно сделано из ПВХ.

А.Т.: Под куполами также нет бетонного фундамента.

А какой срок эксплуатации купола?

А.Т.: У них гарантия 10 лет. Металл полностью оцинкован, он не ржавеет. Единственное, тент можно поменять – на это уйдет два часа. Тот купол, который мы строили сами, обошелся в 5 млн тенге. Но он некачественно построен, потому что мы делали его сами (смеется). Дешево делать не стоит – лучше использовать материалы подороже, и купол будет качественнее и долговечнее. Тем более здесь идет постоянный износ из-за потока людей.

А что насчет ветра и снеговых нагрузок?  

А.Т.: У нас летом были ветры – конструкция крепко стояла.

К.И.: С точки зрения геометрии это идеальная форма, которая выдерживает вес. Если сверху на этот круг что-то положить, он будет равномерно распределять вес по всем частям.  

Как запустить глэмпинг в Казахстане 1713764 - Kapital.kz

- Есть какое-либо финансирование сферы глэмпинга со стороны государства?

А.Т.: Сейчас поддерживают малый и средний бизнес, а также сферу туризма, но это на самом деле больше на словах. Есть много льготных кредитов под 6% годовых, но это только под залог недвижимого имущества. Зачастую люди, которые хотят открыть бизнес, не имеют такого имущества – то есть нет реальной поддержки со стороны государства. Проект «Бастау Бизнес» предоставляет грант в 500 тыс. тенге, но на эту сумму бизнес не откроешь. У них также есть грант – уже получше – на 5 млн тенге, но его не так просто получить.  

К.И.: Опять же, что сделаешь на 5 млн тенге.

А.Т.: Было бы здорово, если бы людям предоставляли земли в аренду для бизнеса. Например, если вы захотите открыться в Чарыне (каньон – Ред.) – вам там не дадут, влиятельный бизнесмен захочет – ему позволят.

Получается, вы вложили в проект свои собственные средства?

К.И.: Средства на два купола (из четырех – Ред.) взяли в кредит. В строительство двухэтажного дома с сауной и купола, который мы сделали своими руками, вложились из собственных средств. Получается, 50 на 50.  

Сколько человек посетило ваш глэмпинг с момента открытия?

К.И.: Примерно 2700 человек.

А вы не высчитывали процент повторных продаж?

А.Т.: Мало, около 10%. У нас очень много гостей из других городов и даже стран, поэтому не у всех есть возможность вернуться. Местным же во второй раз приезжать неинтересно, они ищут что-то новое.

К.И.: Но бывают и постоянные клиенты, один человек приезжал 5-6 раз.

В какой сезон приезжает больше всего гостей?

К.И.: Летом и зимой. Людям нравится здесь зимой даже больше, чем весной и осенью. Летом люди в целом любят отдыхать: погода ясная, можно сходить в горы. А зимой никаких развлечений кроме торговых центров в городе нет, но можно сходить в горы, покататься на лыжах и приехать к нам – здесь такой красивый вид, и везде лежит снег.  

Кто в основном гостит в Menin House?

А.Т.: 90% клиентов – это молодые пары от 20 до 35 лет. Конечно, большая часть – алматинцы, около 80%. Остальные 20% гостей – приезжие из других городов и иностранцы. В последнее время приезжает много россиян.

Как клиенты вас обычно находят?

А.Т.: У нас нет сайта, есть только Инстаграм. Нас часто находят по рекомендации: очень хорошо работает сарафанное радио.

Алишер Тохтиев, сооснователь Menin House - Kapital.kz

Алишер Тохтиев, сооснователь Menin House

Каких результатов удалось добиться на сегодняшний день? Что уже сделано?

А.Т.: Мы покорили гору – это было сложно (смеется). Понадобилось 10 кубов леса, чтобы построить эти 4 террасы под куполами. Чтобы все это сюда поднять, мы нанимали людей, которые носили все вручную: сюда не заедет ни одна машина. Основная гордость – это то, что мы провели коммуникации, благоустроили территорию. Год назад у нас был только один купол, а сейчас их уже 4.

К.И.: Каждый домик – это 5-7 тонн дерева. Дерево ведь не легкое, оно еще впитывает влагу, а каждая деревяшка весит около 40 кг.

А вы можете дальше расширяться на этой территории или уже нет?

А.Т.: Здесь мы сможем построить только максимум два домика, так как инженерные коммуникации не позволяют – здесь нет газа. Вдобавок, могут возникнуть проблемы с парковкой для гостей, если будет много домиков. Еще одна наша гордость – мы сейчас возрождаем яблоневые сады: закупили много готовых саженцев и посадили их на территории. Они дадут плоды через два года.

К.И.: Мы вообще стремимся к экоконцепту.  

А.Т.: И мы наладили отношения с соседями: объяснили им все и показали – своего рода тоже победа.

Кого вы считаете своими основными конкурентами и в чем ваше преимущество?

А.Т.: В принципе, никого не считаем конкурентами, но это не из-за того, что мы якобы такие крутые. Нам нравится, как в целом все развивается, что у всех все получается. У всех глэмпингов разные концепции и территории. У нас, например, вид на город, у кого-то – на горы. У каждого своя изюминка. Многие находятся в Алматинской области – у них очень красивые виды. Чтобы туда ехать, нужно настроиться на то, что вы будете на природе, у вас не будет работать сотовая связь. А к нам, так как мы рядом, вы можете спокойно приехать и уехать на такси. И тут еще такой красивый вид: ночью весь город светится – очень атмосферно, гирлянды горят. Это наша особенность, а у конкурентов есть своя.

К.И.: Я только рад, что есть конкуренты – они дают нам стимул для развития.

Как запустить глэмпинг в Казахстане 1713793 - Kapital.kz

На какую маржу вы рассчитываете?

А.Т.: На самом деле, если сравнивать с другими, у нас самая низкая цена. Сильно накручивать мы не хотим, потому что цена должна соответствовать предложению.

К.И.: Сейчас чистая прибыль в месяц – 4 млн тенге. Мы хотим в два раза больше.

А.Т.: А зарабатываем мы примерно 5 млн тенге в месяц (выручка – Ред.).

Сколько человек в вашей команде на сегодняшний день?

А.Т.: Мы вдвоем, еще два наших партнера, менеджер-сммщица и уборщица – всего 6 человек. Но у нас также много непостоянных сотрудников: электрик, сантехник, строители, грузчики, люди, которые занимаются ландшафтом. Скоро будет охранник. В планах нанять еще больше людей, собрать команду.

С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы сегодня и с какими вам еще придется столкнуться в будущем?

К.И.: Электричество – это наша проблема на сегодняшний день: перебои, нехватка, нагрузка, напряжения не хватает, хотя мы увеличивали его официально через АлматыЭнергоСбыт.

А.Т.: Когда электрический кабель идет в гору, происходит много потерь. Был бы газ – было бы дешевле. Здесь теплые полы, кондиционер, много всяких электроприборов – из-за сильного напряжения бывают сбои и перепады.

К.И.: Наш электрик сказал, что сбои происходят из-за размера печи в сауне: она слишком большая для этого помещения. Сейчас поставим печь поменьше, и свет перестанет выключаться.

А.Т.: К нам также приходило много людей из акимата, экологической полиции, пожарной. В будущем, наверное, только с этим будем сталкиваться. Они приходили, потому что соседи жаловались на нас – якобы мы здесь вырубили яблоневые сады.

К.И.: Которых тут не было (смеется).

А.Т.: Соседи боялись, что эта гора поползет к ним, потому что мы якобы портим инфраструктуру. Пришла экологическая полиция и провела проверку – в итоге оказалось, что здесь никаких нарушений нет. С соседями мы, как было сказано выше, помирились.

Куаныш Исаев, сооснователь Menin House - Kapital.kz

Куаныш Исаев, сооснователь Menin House

К вам не пришли бы с проверками, если бы не соседи?

А.Т.: Пришли бы в любом случае, потому что здесь Восточная объездная дорога, вид с аэропорта. Я не знаю, правда это или нет: к нам приходили из акимата и говорили, что здесь проезжал президент, видел наши домики и спрашивал, что это. После этих слов к нам якобы начали приходить с проверками.

К.И.: Получается, нас видел президент. Он, наверное, уже привык к этим домикам (смеется).

А.Т.: Это правильно: акимат должен проверять. Сейчас действует мораторий на проверки малого бизнеса. Хотелось бы, чтобы в будущем было так же: чтобы они без всяких лишних документов и согласований приходили, смотрели, убеждались, что все как положено и не беспокоили нас в будущем касательно развития бизнеса.

Какие услуги или продукты вы планируете запустить в дальнейшем?

А.Т.: Мы намерены организовать фотосессии, потому что не у всех получаются хорошие фотографии – хотим нанять штатного фотографа. Планируем также запустить кухню, готовить еду в другом месте и быстро доставлять ее сюда. Возможно, поставим отдельно какие-нибудь сакские бани.

К.И.: Можно предоставить дополнительные развлечения внутри домика: проектор с киноновинками, игровую приставку. Вообще проектор – это очень атмосферно по сравнению с телевизором.

Благоприятные ли условия в Казахстане для развития глэмпинга, по вашему мнению?

А.Т.: Да, очень: у нас красивая, уникальная природа. Какая-то инфраструктура у нас уже есть, потому что государство начало развивать туризм, но хотелось бы, чтобы были подведены дороги, газ, свет. Можно организовать какие-то мусорные зоны, уличные туалеты – в общем, чтобы все было удобно. У нас строят много визит-центров, где людей информируют, как правильно разжигать костры, собирать мусор – мне кажется, таких визит-центров нужно сделать еще больше. Часто туристы где поели, там и оставили мусор. Поэтому хочется, чтобы люди тоже были немного культурнее и более информированными. Стоит отметить, что в Казахстане легко открыть бизнес: не такие высокие налоги и нет сложных бюрократических проволочек.

Как запустить глэмпинг в Казахстане 1713817 - Kapital.kz

Как вы считаете, какие еще примеры из заграницы можно внедрить в сфере туризма в Казахстане?

А.Т.: Конечно, можно перенять какую-то заграничную идею, но, думаю, когда иностранцы приезжают к нам, они хотят посмотреть на наш быт, культуру и традиции. Для этого нужно создать какую-то современную инфраструктуру. Например, юрты в традиционном стиле, но с современными удобствами. Мы сейчас как раз разрабатываем такой проект – он называется Yurt. Авторский рендеринг (отрисовка – Ред.), в котором учтено все до малейших деталей, обошелся нам примерно в полмиллиона тенге. Рендеринг делал дизайнер, который работал с отелями Ritz Carlton и Tenir. Общая сумма инвестиций, которые мы хотим привлечь для этого проекта – 150 млн тенге.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.