В последние годы такое направление туризма как глэмпинг пользуется спросом во всем мире. Исключением не стал и Казахстан. Этому отчасти поспособствовали жесткие локдауны из-за пандемии COVID-19. Глэмпинг – это отдых на природе с комфортом гостиничного номера. Такой вариант выбирают те, кто не готов отказываться от привычного комфорта и таких благ цивилизации, как отопление, электричество и ванная комната со всеми удобствами.
Глэмпинги бывают палаточными, купольными, шатровыми, модульными и даже плавучими. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сооснователи глэмпинга Menin House Алишер Тохтиев и Куаныш Исаев рассказали, сколько было вложено средств в проект и какова его рентабельность на сегодняшний день, а также поделились особенностями запуска туристического бизнеса в Казахстане.
- Расскажите краткую историю основания вашего бизнеса. Как, когда и почему пришла идея его создать и когда он был запущен?
Алишер Тохтиев (А.Т.): Вообще, мы уже видели такие купольные дома в фотохостинге Pinterest – я их постоянно себе сохранял. Это было еще до пандемии, а открылись мы осенью прошлого года, 3 октября. Мне кажется, такой формат (купольный глэмпинг – Ред.) подходит нашим людям, потому что это похоже на современную юрту – из-за чего мы и решили его открыть.
- А почему именно в Алматы? В Казахстане ведь много красивых мест.
А.Т.: Вообще, мы планировали открывать глэмпинги по всему Казахстану: показывать наши места, природу. Но так как мы живем в Алматы, решили начинать отсюда. Так было удобно географически, и народа здесь больше: протестировать и посмотреть, понравится людям или нет.
- Сколько ушло времени на строительство?
Куаныш Исаев (К.И.): Первый домик мы построили сами, своими руками.
А.Т.: Да, на него ушло все лето, 3 месяца. На другие купола – тоже 3-4 месяца, но они строились одновременно – это уже делали подрядчики.
- А как вы выбрали место?
А.Т.: Мы очень долго искали участок – практически полгода. Случайно нашли, и нам сразу понравился вид отсюда, плюс очень удобно: находится рядом с городом. Но он был совсем необустроенный, везде заросли и кустарники, и не было никакой инфраструктуры. В итоге мы заключили четырехлетний договор аренды с частным лицом. Сейчас планируем продлить контракт еще на 10 лет.
- Какие услуги вы предоставляете сейчас?
А.Т.: У нас часто делают предложения руки и сердца или просто хотят удивить свою половинку – мы оформляем красивый стол с цветами в романтическом стиле. Отдельно предоставляем в аренду барбекю-зону. На террасе стоит мангал, но мы запрещаем пользоваться им летом, потому что здесь везде сухостой – недавно горел Кок-Тобе. Услуга доступна только зимой и стоит 10 тыс. тенге: туда входят дрова, угли, розжиг.
- Какой объем инвестиций первоначально был привлечен в проект? Какие сроки окупаемости?
К.И.: Общая сумма инвестиций – приблизительно 43 млн тенге. Каждый купол обошелся нам на тот момент в 9 млн тенге. Я уверен, что сейчас это стоит дороже. Плюс инфраструктура и подводка: сюда протягивали воду, коммуникации. Самое дорогое – это электричество, потому что глэмпинг находится далеко, и из-за расстояния происходят потери в электричестве. На строительство купола с сауной понадобилось 12 млн тенге.
А.Т.: Срок окупаемости – 1,5 года. Пока мы не окупились. Заполняемость нашего глэмпинга – 90%. Бывают дни, когда нет людей, обычно это будни: вторник, среда.
К.И.: 90% – это и то плохо. Мы привыкли, что люди постоянно бронируют.
- Давайте поговорим о куполах. Вы сказали, что один купол обошелся вам в 9 млн тенге. Из какого материала он сделан?
А.Т.: У него металлический каркас, а сверху тент. Между ними – обычная ткань, внутри – утеплитель, холлофайбер, как в куртках: у него с одной стороны фольга, отражающая свет, а внутри – пух.
К.И.: Здесь около 80% экологичных материалов: дерево, металл, вагонка, не синтетическая ткань, кроме тента и наружного стекла – оно сделано из ПВХ.
А.Т.: Под куполами также нет бетонного фундамента.
- А какой срок эксплуатации купола?
А.Т.: У них гарантия 10 лет. Металл полностью оцинкован, он не ржавеет. Единственное, тент можно поменять – на это уйдет два часа. Тот купол, который мы строили сами, обошелся в 5 млн тенге. Но он некачественно построен, потому что мы делали его сами (смеется). Дешево делать не стоит – лучше использовать материалы подороже, и купол будет качественнее и долговечнее. Тем более здесь идет постоянный износ из-за потока людей.
- А что насчет ветра и снеговых нагрузок?
А.Т.: У нас летом были ветры – конструкция крепко стояла.
К.И.: С точки зрения геометрии это идеальная форма, которая выдерживает вес. Если сверху на этот круг что-то положить, он будет равномерно распределять вес по всем частям.
- Есть какое-либо финансирование сферы глэмпинга со стороны государства?
А.Т.: Сейчас поддерживают малый и средний бизнес, а также сферу туризма, но это на самом деле больше на словах. Есть много льготных кредитов под 6% годовых, но это только под залог недвижимого имущества. Зачастую люди, которые хотят открыть бизнес, не имеют такого имущества – то есть нет реальной поддержки со стороны государства. Проект «Бастау Бизнес» предоставляет грант в 500 тыс. тенге, но на эту сумму бизнес не откроешь. У них также есть грант – уже получше – на 5 млн тенге, но его не так просто получить.
К.И.: Опять же, что сделаешь на 5 млн тенге.
А.Т.: Было бы здорово, если бы людям предоставляли земли в аренду для бизнеса. Например, если вы захотите открыться в Чарыне (каньон – Ред.) – вам там не дадут, влиятельный бизнесмен захочет – ему позволят.
- Получается, вы вложили в проект свои собственные средства?
К.И.: Средства на два купола (из четырех – Ред.) взяли в кредит. В строительство двухэтажного дома с сауной и купола, который мы сделали своими руками, вложились из собственных средств. Получается, 50 на 50.
- Сколько человек посетило ваш глэмпинг с момента открытия?
К.И.: Примерно 2700 человек.
- А вы не высчитывали процент повторных продаж?
А.Т.: Мало, около 10%. У нас очень много гостей из других городов и даже стран, поэтому не у всех есть возможность вернуться. Местным же во второй раз приезжать неинтересно, они ищут что-то новое.
К.И.: Но бывают и постоянные клиенты, один человек приезжал 5-6 раз.
- В какой сезон приезжает больше всего гостей?
К.И.: Летом и зимой. Людям нравится здесь зимой даже больше, чем весной и осенью. Летом люди в целом любят отдыхать: погода ясная, можно сходить в горы. А зимой никаких развлечений кроме торговых центров в городе нет, но можно сходить в горы, покататься на лыжах и приехать к нам – здесь такой красивый вид, и везде лежит снег.
- Кто в основном гостит в Menin House?
А.Т.: 90% клиентов – это молодые пары от 20 до 35 лет. Конечно, большая часть – алматинцы, около 80%. Остальные 20% гостей – приезжие из других городов и иностранцы. В последнее время приезжает много россиян.
- Как клиенты вас обычно находят?
А.Т.: У нас нет сайта, есть только Инстаграм. Нас часто находят по рекомендации: очень хорошо работает сарафанное радио.
- Каких результатов удалось добиться на сегодняшний день? Что уже сделано?
А.Т.: Мы покорили гору – это было сложно (смеется). Понадобилось 10 кубов леса, чтобы построить эти 4 террасы под куполами. Чтобы все это сюда поднять, мы нанимали людей, которые носили все вручную: сюда не заедет ни одна машина. Основная гордость – это то, что мы провели коммуникации, благоустроили территорию. Год назад у нас был только один купол, а сейчас их уже 4.
К.И.: Каждый домик – это 5-7 тонн дерева. Дерево ведь не легкое, оно еще впитывает влагу, а каждая деревяшка весит около 40 кг.
- А вы можете дальше расширяться на этой территории или уже нет?
А.Т.: Здесь мы сможем построить только максимум два домика, так как инженерные коммуникации не позволяют – здесь нет газа. Вдобавок, могут возникнуть проблемы с парковкой для гостей, если будет много домиков. Еще одна наша гордость – мы сейчас возрождаем яблоневые сады: закупили много готовых саженцев и посадили их на территории. Они дадут плоды через два года.
К.И.: Мы вообще стремимся к экоконцепту.
А.Т.: И мы наладили отношения с соседями: объяснили им все и показали – своего рода тоже победа.
- Кого вы считаете своими основными конкурентами и в чем ваше преимущество?
А.Т.: В принципе, никого не считаем конкурентами, но это не из-за того, что мы якобы такие крутые. Нам нравится, как в целом все развивается, что у всех все получается. У всех глэмпингов разные концепции и территории. У нас, например, вид на город, у кого-то – на горы. У каждого своя изюминка. Многие находятся в Алматинской области – у них очень красивые виды. Чтобы туда ехать, нужно настроиться на то, что вы будете на природе, у вас не будет работать сотовая связь. А к нам, так как мы рядом, вы можете спокойно приехать и уехать на такси. И тут еще такой красивый вид: ночью весь город светится – очень атмосферно, гирлянды горят. Это наша особенность, а у конкурентов есть своя.
К.И.: Я только рад, что есть конкуренты – они дают нам стимул для развития.
- На какую маржу вы рассчитываете?
А.Т.: На самом деле, если сравнивать с другими, у нас самая низкая цена. Сильно накручивать мы не хотим, потому что цена должна соответствовать предложению.
К.И.: Сейчас чистая прибыль в месяц – 4 млн тенге. Мы хотим в два раза больше.
А.Т.: А зарабатываем мы примерно 5 млн тенге в месяц (выручка – Ред.).
- Сколько человек в вашей команде на сегодняшний день?
А.Т.: Мы вдвоем, еще два наших партнера, менеджер-сммщица и уборщица – всего 6 человек. Но у нас также много непостоянных сотрудников: электрик, сантехник, строители, грузчики, люди, которые занимаются ландшафтом. Скоро будет охранник. В планах нанять еще больше людей, собрать команду.
- С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы сегодня и с какими вам еще придется столкнуться в будущем?
К.И.: Электричество – это наша проблема на сегодняшний день: перебои, нехватка, нагрузка, напряжения не хватает, хотя мы увеличивали его официально через АлматыЭнергоСбыт.
А.Т.: Когда электрический кабель идет в гору, происходит много потерь. Был бы газ – было бы дешевле. Здесь теплые полы, кондиционер, много всяких электроприборов – из-за сильного напряжения бывают сбои и перепады.
К.И.: Наш электрик сказал, что сбои происходят из-за размера печи в сауне: она слишком большая для этого помещения. Сейчас поставим печь поменьше, и свет перестанет выключаться.
А.Т.: К нам также приходило много людей из акимата, экологической полиции, пожарной. В будущем, наверное, только с этим будем сталкиваться. Они приходили, потому что соседи жаловались на нас – якобы мы здесь вырубили яблоневые сады.
К.И.: Которых тут не было (смеется).
А.Т.: Соседи боялись, что эта гора поползет к ним, потому что мы якобы портим инфраструктуру. Пришла экологическая полиция и провела проверку – в итоге оказалось, что здесь никаких нарушений нет. С соседями мы, как было сказано выше, помирились.
- К вам не пришли бы с проверками, если бы не соседи?
А.Т.: Пришли бы в любом случае, потому что здесь Восточная объездная дорога, вид с аэропорта. Я не знаю, правда это или нет: к нам приходили из акимата и говорили, что здесь проезжал президент, видел наши домики и спрашивал, что это. После этих слов к нам якобы начали приходить с проверками.
К.И.: Получается, нас видел президент. Он, наверное, уже привык к этим домикам (смеется).
А.Т.: Это правильно: акимат должен проверять. Сейчас действует мораторий на проверки малого бизнеса. Хотелось бы, чтобы в будущем было так же: чтобы они без всяких лишних документов и согласований приходили, смотрели, убеждались, что все как положено и не беспокоили нас в будущем касательно развития бизнеса.
- Какие услуги или продукты вы планируете запустить в дальнейшем?
А.Т.: Мы намерены организовать фотосессии, потому что не у всех получаются хорошие фотографии – хотим нанять штатного фотографа. Планируем также запустить кухню, готовить еду в другом месте и быстро доставлять ее сюда. Возможно, поставим отдельно какие-нибудь сакские бани.
К.И.: Можно предоставить дополнительные развлечения внутри домика: проектор с киноновинками, игровую приставку. Вообще проектор – это очень атмосферно по сравнению с телевизором.
- Благоприятные ли условия в Казахстане для развития глэмпинга, по вашему мнению?
А.Т.: Да, очень: у нас красивая, уникальная природа. Какая-то инфраструктура у нас уже есть, потому что государство начало развивать туризм, но хотелось бы, чтобы были подведены дороги, газ, свет. Можно организовать какие-то мусорные зоны, уличные туалеты – в общем, чтобы все было удобно. У нас строят много визит-центров, где людей информируют, как правильно разжигать костры, собирать мусор – мне кажется, таких визит-центров нужно сделать еще больше. Часто туристы где поели, там и оставили мусор. Поэтому хочется, чтобы люди тоже были немного культурнее и более информированными. Стоит отметить, что в Казахстане легко открыть бизнес: не такие высокие налоги и нет сложных бюрократических проволочек.
- Как вы считаете, какие еще примеры из заграницы можно внедрить в сфере туризма в Казахстане?
А.Т.: Конечно, можно перенять какую-то заграничную идею, но, думаю, когда иностранцы приезжают к нам, они хотят посмотреть на наш быт, культуру и традиции. Для этого нужно создать какую-то современную инфраструктуру. Например, юрты в традиционном стиле, но с современными удобствами. Мы сейчас как раз разрабатываем такой проект – он называется Yurt. Авторский рендеринг (отрисовка – Ред.), в котором учтено все до малейших деталей, обошелся нам примерно в полмиллиона тенге. Рендеринг делал дизайнер, который работал с отелями Ritz Carlton и Tenir. Общая сумма инвестиций, которые мы хотим привлечь для этого проекта – 150 млн тенге.