Сегодня ОАО «АвтоВАЗ» – крупнейший производитель легковых авто в России и Восточной Европе. Контроль над компанией принадлежит альянсу Renault-Nissan– 67,13% и ГК «Ростех» – 32,87% . Альянс Renault-Nissanзанимает 4-е место среди глобальных производителей автомобилей с количеством произведенных авто 8,5 млн в 2015 году. Альянс представлен на рынках Казахстана и России пятью брендами – LADA, Nissan, Renault, Datsun и Infinity.
АвтоВАЗу исполнилось 50 лет, и в связи с юбилейной датой завод проводил уникальную акцию – день открытых дверей, когда любой желающий мог посетить линии сварки кузовов и сборки автомобилей, прессовый цех и производство двигателей. Специально для участников дня открытых дверей были организованы тест-драйвы автомобилей LADA, выставка ретроавтомобилей и выступление автородео.
Масштабы предприятия завораживают – оно раскинулось на площади более 600 гектаров, площадь его зданий занимает более 4 млн кв. м, протяженность конвейерных линий – более 300 км, а в цехах размещены десятки тысяч единиц оборудования. В настоящее время количество сотрудников АвтоВАЗа составляет 42 тыс. человек.
Пресс-тур на завод АО «АвтоВАЗ», приуроченный к празднованию 50-летия автогиганта, для казахстанских журналистов 16 июля 2016 года организовала группа компаний «Бипэк Авто – Азия Авто». И в рамках этой поездки казахстанскому партнеру АвтоВАЗа удалось договориться о возможности познакомиться и пообщаться с его новым президентом Николя Мором.
В ходе небольшой пресс-конференции глава ОАО «АвтоВАЗ» Николя Мор рассказал об использовании экспортного потенциала строящегося автозавода полного цикла в Казахстане, ценах на модель LADA, о производстве электромобилей и конкуренции с китайским автопромом.
По мнению Николя Мора, Казахстан для АвтоВАЗа является самым важным стратегическим направлением. «Казахстан очень близко находится к России, и 17,5 млн человек – это значительное население. Это большая страна, людям нужны автомобили как для работы, так и для семьи. Первое наше намерение – быть сильными на внутреннем рынке Казахстана, второе – использовать Казахстан как платформу для экспорта в другие страны Центральной Азии – Кыргызстан, Таджикистан – и, может быть, страны, находящиеся по другую сторону Каспийского моря, например, Грузию».
Для достижения вышеназванных целей в Казахстане, в городе Усть-Каменогорске строится казахстанско-российский завод по производству автомобилей – АО «Азия Авто Казахстан». Акционеры – группа компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» и альянс Renault-Nissan в лице ОАО «АвтоВАЗ». Целью проекта является создание крупнейшего в Казахстане автопромышленного кластера, объединяющего мощности по производству авто в режиме полного цикла – сварка, окраска кузова, сборка и технопарк по выпуску автокомпонентов. Общий объем инвестиций в рамках первой очереди составляет $380 млн, акционерами уже инвестировано $55 млн собственных средств.
В 2015 году был создан мастер-план по развитию автомобильного кластера. Этот план подтвердил правильность выбора партнера. «Рынок Казахстана будет развиваться хорошими темпами, и при этом долю более чем 30% новых машин будут занимать LADA. Автомобили в ценовом сегменте до $20 тыс. составят 66%, B-класса – 48%, то есть тот класс авто, который мы собираемся на первой очереди производить», – сказал Дмитрий Павлов, директор по техническому развитию «Азия Авто Казахстан».
Проектная мощность завода – 120 тыс. авто в год на сумму 340 млрд тенге плюс автокомпоненты для снабжения автомобильного производства и поставок на вторичный рынок. Ключевыми рынками сбыта продукции данного завода являются Казахстан, Россия и страны Центральной Азии – Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Монголия и Закавказье. В целом контрактная территория сбыта охватывает семь рынков с населением 84 млн жителей. Планируемый объем экспорта составляет не менее 60 тыс. машин в год на сумму $550 млн. Срок окупаемости проекта составляет около 14 лет.
Помимо этого, запуск нового автозавода в Усть-Каменогорске произведет колоссальный социально-экономический эффект. Согласно расчетам Института экономических исследований при Министерстве национальной экономики РК, проект обеспечит годовой прирост республиканского валового внутреннего продукта (ВВП) на $1,1 млрд (+0,4%), рост валового регионального продукта (ВРП) Восточно-Казахстанской области достигнет 7%, а ежегодные отчисления в государственный бюджет составят 30 млрд тенге. Также с выходом на проектную мощность строящееся производство позволит создать 12 тыс. новых рабочих мест. Доля казахстанского содержания в структуре стоимости выпускаемой продукции превысит 50%. При этом 90% используемых автокомпонентов составят комплектующие, произведенные в Казахстане и других странах – участницах ЕАЭС.
«Во-первых, когда этот завод будет работать, мы сэкономим очень много на логистических затратах, потому что сегодня мы перевозим практически полностью кузовы, а в том случае мы сможем сэкономить на логистике. Второе, в настоящий момент мы работаем над среднесрочным планом компании. И сегодня линейка автомобилей LADA начинается от 400 тыс. рублей и до 800 тыс. рублей. Мы планируем стартовать с более низкой цифры, а верхнюю ценовую планку слегка поднять, с тем, чтобы охватить все сегменты потребителей, включая сегменты подержанных автомобилей. Это касается и рынка России, и рынка Казахстана», – отметил президент АвтоВАЗа.
Не осталась в стороне и тема развития электромобильной отрасли в Казахстане. Николя Мор отметил, что в настоящий момент LADA разработала электромобиль KalinaEV, а также ограниченную партию автомобилей VestaEV. Но сейчас объемы производства достаточно ограничены. «Во-первых, мы должны развивать сотрудничество с российскими поставщиками электрокомпонентов, и второе, мы должны использовать преимущества и наработки Renault и Nissan в данной сфере, поскольку они являются крупнейшими производителями на рынке электромобилей в Европе, Азии и даже США. Renault-Nissan – игрок номер один на мировом рынке электромобилей», – подчеркнул спикер.
Невзирая на то, что совокупная доля брендов альянса Renault-Nissan и АвтоВАЗа в РК составляет по итогам 2015 года 36,5%, а в РФ – 32,3%, следует иметь в виду, что китайские автопроизводители не дремлют и вполне могут претендовать на определенную часть казахстанского рынка.
Поскольку АвтоВАЗ занимает лидирующие позиции на рынке, несмотря на кризис, становится понятным, что он не намерен уступать свою долю и готов к конкурентной борьбе. И на вопрос о том, что будет с ценами на их авто в рамках Евразийского экономического союза, Николя Мор ответил следующее: «Мы ищем возможности снижения стартовой цены нашего автомобиля. Часть этого придет через локальную интеграцию, включая и скрытый импорт, а часть придет через оптимизацию конструкции следующего поколения автомобилей. Но при более низкой базовой цене мы будем предлагать тот же уровень качества, что и в других автомобилях LADA».
Как отметил Николя Мор, АвтоВАЗ совместно с казахстанским предприятием собирается конкурировать с китайским автопромом через повышение эффективности и лучшую интеграцию. И это одна из целей нового производства в Усть-Каменогорске, которое начнет работать с 2018 года. «Я надеюсь, что потребители Казахстана будут уверены, что автомобили российского производства действительно лучшего качества, чем китайские автомобили», – сказал глава АвтоВАЗа.
По словам Николя Мора, китайские бренды достаточно быстро совершенствуются. Китай – это крупный рынок объемом более 20 млн автомобилей ежегодно. И это помогает китайским заводам добиваться улучшений. Благодаря объемам на внутреннем рынке они также конкурентоспособны в экспорте. Они покупают технологии у западных поставщиков, например, китайский Geely приобрел Volvo. И необходимо это учитывать, потому что китайские бренды становятся все более конкурентными.
На вопрос, насколько все-таки китайские автомобили будут дороже на казахстанском рынке по сравнению с LADA, Николя Мор ответил: «Мне известны планы АвтоВАЗа и LADA, но я не знаю планов китайцев. Я думаю, что будет достаточно жесткая конкуренция между китайскими брендами и брендом LADA. Но я готов к борьбе с моим другом, господином Балушкиным из «Бипэк Авто».