Когда садишься в такси к незнакомому человеку, первое, о чем думаешь, – это безопасность. Ты не знаешь, был ли твой водитель ранее судим, привлекался ли к административной ответственности за вождение в нетрезвом виде и что у него вообще на уме. Все эти факты, как и исход поездки, предугадать порой сложно. В отличие от частников приложения по вызову авто представляются в куда более выгодном свете. Как правило, перед подключением к платформе водителя проверяют, а пользователи по итогам поездки могут поставить им оценку. Напомним, с 10 июня сервис Uber, который одним из своих основных преимуществ позиционирует именно безопасность, стал официально доступен жителям Астаны. На примере этого приложения корреспондент делового издания «Капитал.kz» разбирался в том, как компания отбирает своих водителей, может ли она отвечать за их безопасность и в чем секрет популярности мобильного приложения в мире.
Освободили от ответственности
Одним из основополагающих вопросов при работе с приложениями, будь то Uber или, к примеру, Airbnb, остается безопасность. По сути, она стоит на первом месте. Насколько опасно заказывать авто через приложение и опасно ли в принципе? Несмотря на то, что в феврале этого года Uber освободил себя от ответственности за безопасность поездок, изменив часть пунктов в пользовательском соглашении, заказ авто через приложение все же кажется безопаснее, чем, например, остановить незнакомое авто у обочины.
Малика Бектурова, заместитель акима Астаны, подчеркивает важность этого вопроса: «Компания работает только с зарегистрированными как индивидуальными предпринимателями-водителями, так и с легально зарегистрированными компаниями по найму машин. Это дает возможность всем работать легально, платить налоги, официально нанимать сотрудников, соответственно увеличивая поступления в бюджет города и страны, создавая новые рабочие места. Также система безопасности компании требует проверку водителя, что дает возможность улучшить безопасность данной транспортной услуги».
К водителям у компании почти 11 требований, включая справку об отсутствии судимости на каждого водителя, свидетельство о регистрации юридического лица или ИП, а также страхование ответственности перевозчика перед пассажиром. К автомобилю тоже свои требования: он должен быть не старше 2009 года, без логотипов и любого цвета, кроме желтого.
«Всех волнует безопасность. Заказывая автомобиль через приложение, вы знаете, что за водитель к вам едет и какой будет подан автомобиль. Соответствующую информацию пользователь получает через приложение (имя и фото водителя, его рейтинг, номер и марку автомобиля). Все водители проходят у нас очень строгий отбор. Один из документов, обязательных для подключения к системе, – справка об отсутствии судимости», – объясняет Алексей Стах, генеральный менеджер Uber по странам СНГ.
Кроме того, через приложение можно поделиться своим маршрутом поездки и примерным временем прибытия. Вы отправляете ссылку на свой маршрут друзьям или родственникам, а они в свою очередь могут отслеживать ваше перемещение в режиме онлайн.
Фактическая монополия
На местном рынке у Uber пока нет конкурентов. Не то чтобы компания была абсолютным монополистом, тут дело в масштабах. Вряд ли кто-то может похвастаться капитализацией в почти $66 млрд и первым местом в рейтинге Fortune. В самом Uber считают, что конкурентов даже среди других аналогичных приложений на казахстанском рынке у них нет.
«Вас, наверное, это удивит, но основным конкурентом мы видим личный автомобиль. В мире зарегистрировано более миллиарда автомобилей, но мы считаем, что это один из наиболее неэффективных активов. В среднем автомобиль используется всего на 4% своего потенциала. Остальное время он простаивает на парковке. Не секрет, что вместе с затратами на покупку автомобиля автовладелец несет затраты по его обслуживанию, страховке и ремонту», – сообщил Алексей Стах.
В мировом масштабе конкуренцию Uber может составить разве что китайский Didi Chuxing (ранее Didi Kuadi), который уже достиг размеров капитализации в $25 млрд и продолжает активно привлекать инвестиции. Но так как «китайский Uber» пока занят экспансией у себя на родине, американская компания активно продвигает себя за границей.
Конфликт интересов
По всему миру сервис вызывает неоднозначную реакцию как со стороны властей, так и со стороны водителей такси и частных таксопарков. Например, глава французского МВД Бернар Казнев распорядился запретить деятельность сервиса для онлайн-заказа такси UberPop. Событие произошло в середине прошлого года, когда за несколько дней до этого водители традиционных такси устроили бессрочную забастовку. Несмотря на это, сервис видоизменился и до сих пор работает во Франции, а ряд европейских стран уже рассматривают законы в своих парламентах, которые официально дадут сервису «зеленый свет». В случае же с Казахстаном можно сказать, что сервис «идеально лег на законодательную базу Казахстана». Таковы слова Алексея Стаха.
Отдельно следует отметить поддержку со стороны самого государства. Так, компания подписала трехсторонний меморандум о взаимопонимании с акиматом Астаны и Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК. По словам Малики Бектуровой, «пока Uber – это первая компания в этой сфере, которая сама к нам обратилась. В Казахстане они начали работать с Министерством по инвестициям и развитию РК, затем с Национальной палатой предпринимателей, потом обратились к нам».
«Приятно, что свой старт они наметили именно в столице, это была их инициатива и, насколько я знаю, соответствует политике Uber, который запускает работу в новых странах именно со столиц», – резюмировала заместитель акима Астаны.