Казахстанский рынок такси гостеприимен, но только при условии, что будут чтиться законы и правила нашей страны. Такое мнение в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz озвучил председатель Ассоциации таксомоторного бизнеса и акционер «Эко-Taxi» Максим Сарсенов. Разговор велся на фоне недавнего выхода на отечественный рынок международной платформы по заказу автомобилей Uber. Причем речь шла не столько о равных конкурентных условиях, сколько о том, чтобы создать качественный пласт современных и законопослушных участников рынка, что в конечном итоге обязательно сработает против нелегальных извозчиков, дискредитирующих доверие к услугам такси как таковым.
- Максим, что думаете о Uber, как рынок отреагировал на выход такого игрока?
- Ну как, отреагировали нормально. Казахстанцы давно были готовы к этому, для них это не новость. Данные сервисы, федеральные диспетчерские, такие как Uber, inDriver в России, к примеру, появились уже давно. Люди очень позитивно отзываются и, в первую очередь, потому что очень доступная цена. Uber – это большая мировая сеть. И мы приветствуем ее здесь, в Казахстане. Насколько я знаю, долгое время велись переговоры, представители Uber встречались с руководителями ряда правительственных организаций, в итоге получилось то, что мы видим. В целом мы только «за» то, чтобы внедрялись новые технологии. Это, безусловно, хорошо скажется на развитии таксомоторной отрасли. Но здесь другой вопрос нас волнует. Самое главное – соблюдать действующее законодательство. А если не соблюдать, значит надо менять, правильно? Если менять, то мы обязательно должны принимать участие в разработке нового профильного документа, как Ассоциация казахстанского таксомоторного бизнеса. Мы не против нововведений, но нас тоже нужно слышать, с нами надо считаться, понимать, что есть на рынке, к чему мы готовы, а к чему нет. На сегодняшний день в рамках Ассоциации в Астане работают 17 компаний, в Алматы - порядка 20. На всех этих предприятиях трудятся около 7 тысяч человек. Понятно, что масштабы серьезные.
- Что вы имеете в виду под «соблюдением закона»?
- То, о чем не раз говорил министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев. Я имею в виду четкую норму закона, которая предусматривает, что каждый водитель должен проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр, технический осмотр автомобиля. Все мы знаем, что есть определенный регламент, в рамках которого оказываются услуги такси. И если заходящие на казахстанский рынок компании будут соблюдать действующее законодательство, то понятно – они могут работать. Если нет – значит нужно искать диалог и принимать соответствующие решения. Но в любом случае, если мы говорим о пассажирских перевозках, главным условием должна оставаться безопасность людей. Если мы от этого отказываемся, значит все должно быть по справедливости, то есть правила эти перестают действовать также в отношении водителей автобусов, водителей машин скорой медицинской помощи, водителей другой спецтехники и так далее. Это комплексный вопрос. И его нельзя решать только применительно к такси или в интересах определенных фирм.
- То есть Вы, Ваша Ассоциация, готовы, условно говоря, закрыть на многое глаза. Главное, чтобы участники рынка заботились о безопасности клиента?
-А в нашем деле ничего важнее и нет. Вспомните недавний резонансный случай в Южном Казахстане, когда таксист убил девушку отверткой. Ужасно представить, какое горе переживает семья погибшей. Здесь нужно говорить не об элементарном соблюдении действующих законов, здесь нужно говорить об их ужесточении. Но что мы имеем? Мы имеем реальность, когда можно зарегистрироваться в диспетчерской службе такси, не проходя медицинский осмотр, не предоставляя нужные документы, такие как справка о несудимости, о неаварийном вождении и так далее. Я ведь много раз об этом уже говорил. Но ничего не меняется. И самое страшное, что подобные случаи будут повторяться вновь и вновь, пока мы не предпримем конкретные шаги. Это не первое убийство, и, увы, не последнее. Это только то, о чем мы знаем, о чем слышим. На самом деле такие преступления сплошь и рядом, просто многое остается, как говорится, за кадром. Проблема большая. И ее нужно срочно решать.
- А есть представление – как решать?
- Зарегулировать и упорядочить деятельность такси. Об этом много раз говорил и глава государства. Такого, чтобы поднять руку и поймать такси – уже нет практически ни в одном цивилизованном государстве, это вчерашний день. Однозначно, от этого нужно отходить. Сейчас в Минске, Москве уже провели большую соответствующую работу. Есть прекрасный опыт Нью-Йорка, Европы, других стран Запада. Есть рабочие модели, когда не ущемляются права предпринимателей, права граждан, все деловые отношения в правовом поле, все зарегламентировано законодательством и эта модель отработана десятками лет, что говорит о ее правильности и надежности.
- И все-таки, есть четкий алгоритм – как чистить рынок такси от нелегальных извозчиков?
- Нужно тщательнее проводить работу по выявлению тех, кто не соблюдает правила. В законе все четко прописано, все пункты. И понять, выполняет данная диспетчерская служба необходимые предписания или нет – не сложно. Вы ведь представляете, какие последствия у практики, когда для того, чтобы устроиться водителем такси в диспетчерскую службу, достаточно в интернете зарегистрироваться, отправить свое фото, и никто не проверяет – кто эти люди. О чем мы говорим? Я вообще считаю, что деятельность нелегальных извозчиков - это большая опасность. Если у преступника есть злой умысел, он ищет темное место, планирует, смотрит – есть камеры или нет, ждет темного времени суток и так далее. В нелегальном извозе жертва сама приходит, сама садится в замкнутое пространство. А водитель уже выбирает - когда заблокировать двери, открывать окна или нет. Он решает, что ему делать с клиентом - довезти куда нужно, или ограбить и задушить. При всем этом люди сами садятся в непроверенное, небезопасное транспортное средство, не зная кто за рулем. Это не укладывается у меня в голове. Я когда еду по улице в темное время суток, часов в 11 ночи, к примеру, вижу молодую, хорошо одетую девушку, которая подняла руку и ловит такси. Ее ведь может подвезти абсолютно любой человек, из любого региона, любого воспитания и так далее. Такое не может не пугать.
- Чаще всего, это все-таки жители регионов?
- Да, и в этом второй негативный момент. У нас в близлежащих городах и поселках не хватает людей для работы на предприятиях, страдают легкая промышленность, сельское хозяйство, заводы. Но люди просто не хотят идти туда работать за 60 тысяч тенге. Лучше всего взять машину и приехать в Алматы таксовать, то есть сесть за накрытый стол. Он не идет развивать свой огород, свой город, свое производство локальное. Я много раз слышал, что сейчас люди с дальних регионов приезжают, живут в машинах по 30 дней, потом уезжают на 5 дней домой и по новой. С этим надо бороться. Нужно дать понять людям, что есть законы, которые надо чтить, ни в коем случае, конечно, не ущемляя их прав. Нужно просто качественно регламентировать рынок, тогда будет совсем другая ситуация.
- А какая другая? Каким в идеале Вы видите рынок такси Казахстана?
- Мы – молодое, процветающее государство. У нас большие цели, большие планы. Нас ждут большие события - Универсиада, ЭКСПО – 2017. Я думаю, что мы в конечном итоге обратимся к международному опыту. И сделаем все грамотно, чтобы учитывались интересы граждан, и никто от этого не пострадал, чтобы все было доступно, прозрачно, безопасно. В то же время, чтобы было осознание ценности той же лицензии, ценности оказанного доверия. В мировых СМИ вы редко увидите новости о том, что водитель лицензированного такси напал на жертву. Такого нет. Во многих странах лицензия стоит огромных денег, в Нью-Йорке, например, порядка 300 тысяч долларов. И из-за банального ограбления можно лишиться куда большего. Было бы замечательно, если бы участники казахстанского рынка такси это хорошо понимали и делали выводы.
- Максим, успехов Вам и спасибо за интересную беседу!