Всего три города в Казахстане – Алматы, Астана и Караганда – можно назвать продвинутыми как по части интернет-грамотности населения, так и по уровню доступности, проникновения Всемирной сети. В других регионах республики дела обстоят значительно хуже. Об этом президент ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) Константин Горожанкин сказал в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz.
«Если говорить о Южно-Казахстанской области, у нас была в рамках экономического форума встреча с местным акимом, мы пообщались. Вы знаете, что в Южно-Казахстанской области – в самой густонаселенной области, всего лишь 12% пользуются интернетом. Это очень мало! Для сравнения нам приводили цифры, которые меня лично ошарашили. В Шымкенте живет порядка миллиона человек, а приложением WhatsApp пользуются всего 67 тысяч человек. Это даже не 10%, это гораздо меньше! А WhatsApp - это очень удобный и распространенный сервис. Подчеркну, это честные цифры от мобильных операторов, которые получил акимат и они, к сожалению, показывают реальное положение вещей. То есть получается, наши регионы значительно отстают», - рассказал глава профильной Ассоциации Константин Горожанкин.
На сегодняшний день, эти два проблемных момента – отсутствие интернет-навыков у населения и Всемирной сети как таковой в регионах – по-прежнему тормозят развитие рынка электронной коммерции. Но даже несмотря на это, из года в год, как признается Константин Горожанкин, тенденция радует показателями со знаком «+». В частности, хорошие результаты у отечественных интернет-магазинов, которые демонстрируют рост своего присутствия на рынке.
«Иностранные интернет-магазины у нас отъели большую часть рынка, казахстанские магазины соответственно меньше. Но я могу сказать, что ситуация меняется. Если в 2011 году в отечественных магазинах оставалось только 15% денег, в 2014 году этот процент составил уже 30%. Сейчас, к 2016 году, я так думаю, мы подойдем к порядка 45-50%. То есть мы постепенно отвоевываем у иностранцев рынок», - говорит Константин Горожанкин.
Воодушевляют и результаты прошедшей 13 мая пятой по счету Кибержумы. Напомним, в акции, когда были значительно снижены цены на продукцию приняли участие 37 интернет-магазинов. Общий объем посещаемости в сравнении с предыдущими аналогичными мероприятиями вырос на 70%. Увеличение покупок рассчитывается в диапазоне от 20 до 80% в зависимости от магазина. В среднем корзина нового покупателя оказалась дороже, чем у опытного, постоянного клиента интернет-магазинов на 35%.