Возмущенные таксисты Парижа выстроили баррикады и жгли автомобильные покрышки, протестуя против выхода компании Uber, которая значительно снизила тарифы на перевозки. Uber, входящий в пятерку «единорогов»-стартапов, цена которых оценивается в более чем $1 млрд, не останавливают ни протесты местных властей и таксистов, ни введение запретов. Теперь скандальный и одновременно успешный Uber приходит в Казахстан. И он не хочет войны с таксистами. В нашей стране, в отличие от того же Парижа, где работал райдшэринговый проект UberPOP, готовится к запуску продукт UberX. Он предполагает сотрудничество с юридически зарегистрированными партнерами, которые будут платить налоги.
Не так давно на официальном сайте компании появилось объявление о поиске генерального менеджера в Казахстане. По нашей информации, менеджера нашли и в скором времени будет официально объявлено о выходе компании на местный рынок.
Региональному генеральному менеджеру Uber в странах СНГ Алексею Стаху мы адресовали вопросы о том, как компания справляется со шквалом критики, с обвинениями в слежке за клиентами, с тем, что им не все рады? Как приложение завоевало своего потребителя, который раньше просто поднимал руку, голосуя на краю дороги? Ярких заявлений, таких как позволяет себе харизматичный CEO Uber Тревис Каланик, Алексей Стах не сделал, но рассказал о том, как компания собирается развиваться в Казахстане и что такое «поездка последней мили».
Стратегия – быть повсюду
С момента основания компании в 2009 году мы запустили сервис более чем в 400 городах мира и 70 странах. Мы видим, как сервис пользуется огромным спросом у жителей этих городов и как каждый новый город растет быстрее. Происходит это потому, что жители других городов уже слышали о сервисе или пользовались им во время своих путешествий. Наша стратегия заключается в предоставлении доступного, надежного и безопасного способа передвижения по городу, который может обеспечить технологическая платформа сервиса. Индия и Китай – одни из приоритетных для нас рынков из-за своих объемов и перспектив роста бизнеса. Самый большой город по количеству поездок на Uber – Ченду – находится именно в Китае. Пять из десяти городов с максимальным количеством поездок находятся также именно там.
Нам интересен рынок Казахстана, так как это страна, которая открыта для современных технологий. Я с интересом наблюдаю, как темы инноваций поднимаются здесь на разных уровнях и как реализуются государственные программы, направленные на развитие технологий. Думаю, что Казахстан – одна из тех стран, которые смогут в полной мере взять на вооружение наши инновационные разработки, ведь они дадут ряд неоспоримых преимуществ жителям, водителям и экономике страны в целом.
Любит – не любит
По данным на конец прошлого года, на платформе была зафиксирована миллиардная поездка. Количество наших пользователей постоянно растет, и этого не происходило бы, если бы люди не любили наш сервис. Что касается отношений с государством, действительно, законодательство некоторых стран не успевает за новыми технологиями, но мы ведем активный диалог с регуляторами в каждой стране, где работает Uber. Мы видим, что ситуация постепенно меняется и власти начинают осознавать ту пользу, которую Uber приносит локальной экономике. В Эстонии, например, депутаты уже создают законодательство по рынку «райдшеринга», понимая, что за этим будущее.
Кто прав – пользователь или водитель?
Мы действуем по справедливости. Если пользователь считает, что водитель выбрал не самый рациональный маршрут и по этой причине стоимость поездки увеличилась, служба поддержки делает перерасчет и возвращает пользователю разницу. Это оправдывает себя. С одной стороны, мы наращиваем базу лояльных пользователей, которые ценят качество сервиса, с другой – даем постоянную обратную связь водителю, который повышает качество своей работы. В Uber работает система рейтингов. После каждой поездки пользователь и водитель должны оценить друг друга. Для нас система рейтингов – это не просто красивые звездочки. Мы внимательно следим за цифрами и можем приостановить сотрудничество с водителем, если его рейтинг опускается ниже определенного показателя.
«Уберизация»
Я положительно отношусь к тому, что уже создан термин «уберизация», потому что это самая современная тенденция. Uber позволяет соединять пользователей и перевозчиков напрямую без дополнительных посредников. Эффективность платформы позволяет делать поездки для пользователей очень доступными по цене, а также одновременно сохранять достойный заработок для партнеров. Благодаря Uber в городе появляется удобный, надежный и безопасный способ передвижения, который дополняет общественный транспорт. Это существенно повышает мобильность населения.
Городские проблемы
Мы считаем, что Uber является дополнением городского общественного транспорта, предоставляя жителям города дополнительный выбор. Общественный транспорт не всегда может доставить вас до подъезда. Именно поэтому определенная доля поездок на Uber – это так называемые поездки последней мили, когда пользователь заказывает автомобиль от конечной станции общественного транспорта. Чему мы можем быть реальной альтернативой, так это личному автомобилю, поскольку считаем его крайне неэффективным активом. Ведь, согласно нашим подсчетам, личный автомобиль используется по своему прямому назначению всего лишь 4% времени, остальное время он простаивает на парковках и не приносит никакой ценности. Владение личным автомобилем – это не только затраты на его покупку, но и расходы на обслуживание, бензин, страховку, парковку. Мы проводили исследования, которые показали, что в некоторых городах бюджет на обслуживание одного личного автомобиля в год сопоставим или выше, чем бюджет на поездки при помощи Uber.
Избыточное количество автомобилей на дорогах также влечет за собой массу проблем для любого современного мегаполиса. В среднем порядка 15% городских площадей вынужденно используется под парковки личных автомобилей, и их не хватает. При этом 30% пробок в городе образуется как раз из-за поиска места для парковки. Не стоит забывать и про ущерб экологии города, ведь он огромен. Всех этих проблем можно избежать, если на дорогах будет меньше автомобилей. Философия Uber подразумевает отказ от личного автомобиля и, как следствие, существенное снижение нагрузки на городскую транспортную инфраструктуру.
Тонкости перевоза
Бизнес-модель Uber в Казахстане будет полностью соответствовать местному законодательству. Партнерами на платформе Uber смогут стать только индивидуальные предприниматели или юридические лица, зарегистрированные и поставленные на налоговый учет в соответствии с законодательством страны. Расчеты с партнерами будут происходить по безналичному расчету, что гарантирует прозрачность для налогообложения. Мы провели детальную проработку нашей бизнес-модели и получили исчерпывающее юридическое заключение о полном соответствии Uber местному законодательству. При этом важно отметить, что юридически и фактически коммерческая деятельность наших партнеров не будет рассматриваться как деятельность автомобилей такси.
Наша платформа принципиально отличается от других, потому что мы уделяем намного больше внимания вопросам прозрачности, безопасности и контроля качества сервиса. В первую очередь, это касается безопасности сервиса. Все водители должны пройти регистрацию в системе и предоставить справку об отсутствии судимости. Вы также всегда знаете, в какую машину вы садитесь и кто ваш водитель.
Наши партнеры, кстати, тоже ценят преимущества работы на платформе. Для многих это партнерство стало источником основного или дополнительного дохода. Мы относимся к своим партнерам именно как к «партнерам по бизнесу» и прикладываем максимум усилий, чтобы они работали более эффективно и зарабатывали больше. При этом в Uber нет смен, мы не требуем обязательного минимального количества часов работы. Мы не штрафуем водителей за то, что они не принимают заказы. У нас отлажена работа службы поддержки, в которую можно обратиться по любым вопросам, связанным с работой сервиса. Во всех городах, где работает Uber, организованы специальные центры по работе с партнерами, куда можно прийти в рабочее время и задать свои вопросы сотрудникам.
Отдельно нужно сказать о защите персональных данных, так как это приоритет для Uber. У нас есть очень строгие политики и процедуры в компании, которые запрещают каким бы то ни было способом использовать данные пользователей. Они надежно защищены в системе. Наши инженеры постоянно работают над тем, чтобы совершенствовать систему защиты данных. В последнее время, кстати, мы значительно усилили команду, занимающуюся безопасностью персональных данных. Сейчас ее возглавляет Джо Салливэн из Facebook, где он занимался тем же кругом вопросов.
Авто за 5 минут: что дальше?
В компании есть несколько направлений развития. Во-первых, это дальнейшее расширение бизнеса и выход на новые рынки. Во-вторых, это работа над повышением эффективности платформы, инвестиции в новые технологии, которые помогут сделать сервис более удобным и надежным. Наконец, на более зрелых рынках мы продолжим тестировать и запускать новые продукты – UberPOOL, UberEATS, UberRUSH и другие.
Uber – это будущее городской логистики. Мы постоянно работаем над совершенствованием технологий платформы, чтобы повысить эффективность перевозок. Наиболее современным и совершенным сервисом на данный момент является сервис UberPOOL. В любом городе всегда найдутся два человека, которые едут примерно по одному и тому же маршруту в одно и то же время. Эти пользователи могут разделить свою поездку между собой, находясь в одном и том же автомобиле. По нашим подсчетам, один автомобиль UberPOOL может перевозить в 8 раз больше пассажиров, чем один личный автомобиль. Как говорит основатель компании Трэвис Каланик, если мы можем подать автомобиль за 5 минут, то мы можем доставить за 5 минут все, что угодно. В США и нескольких европейских городах успешно работает сервис доставки еды UberEATS. Сервис UberRUSH (который пока доступен в США в экспериментальном режиме) позволяет владельцам малого бизнеса (ателье, цветочные магазины, кондитерские и пр.) полностью передать на аутсорсинг функцию доставки своей продукции клиентам – это берет на себя платформа Uber.