Трансформеры, распечатанные на принтере, кукла Барби, летающая на беспилотнике, лужи нелипнущей грязи, сугробы нетающего снега и еще пара сотен изобретений для детей могут никогда не появиться на казахстанском рынке. Пока в Нью-Йорке и Нюрнберге демонстрируют новинки, отечественные ретейлеры подсчитывают убытки.
Ежегодная выставка игрушек в Нью-Йорке в 113-й раз предоставила свои площадки новинкам, с гордостью продемонстровала улучшенные версии и открыла двери новым игрокам рынка. На территории международной экспозиции в этом году расположились свыше 7 тыс. стендов от компаний из 100 стран мира. Четверть из них на этом мероприятии впервые. Несмотря на экономические трудности некоторых стран, число байеров превысило 14 тыс. человек. Двери Jacob K. Javits Convention Center в день открытия «распечатала» обладательница премии Grammy певица Алиша Кис. Знаменитость оказалась здесь по делу – соавтор интерактивного приложения для детей The Journals of Mama Mae & LeeLee решила лично продвигать на рынке свой продукт. По данным Ассоциации индустрии игрушек (TIA), в этом году число участников выставки увеличилось на 16%. В их числе свыше тысячи импортеров, дистрибьюторов и агентов.
Количество специалистов по закупкам (около 10 тыс. человек) превысило показатель 2015 года на 12%. В первую пятерку стран, представленных большинством байеров, вошли Канада, Великобритания, Мексика, Япония и Австралия.
По оценкам экспертов TIA, объем американского рынка в 2014 году достиг $24 млрд. В 2015-м продажи выросли на 7%.
«Импульс роста базируется на экстраординарности товаров, которые мы можем видеть ежегодно на стендах «Toy Fair», – считает Стив Пасиерб, президент TIA.
В том, что «сотни наиболее обсуждаемых экспонатов Toy Fair-2016 умножат эту цифру», CEO компании не сомневается.
Снижение показателей произошло лишь в двух категориях: декоративно-прикладного искусства (4,3%) и электроники для молодежи (4,9%), сказано в отчете, опубликованном NPD Group.
Хит-парад трендов
Игрушка – лауреат года, ветеринарный набор от Just Play для дошкольников, оснащен электронным стетоскопом и рентгеновской лампой. Всеми аппаратами ребенок может управлять самостоятельно. Родителям остается лишь проследить, чтобы юному Айболиту самому не понадобилась медицинская помощь после активного содействия «пострадавшим». Продажи продуктов, созданных на базе «Звездных войн», превысили $700 млн, что автоматически принесло бренду звание «Франшиза года». Финансовая составляющая оставила конкурентов «Юрского периода», «Миньонов» и «Мстителей» вместе взятых далеко позади.
Новый тренд-лист буквально трещит по швам от изобилия: конструкторы Lego в человеческий рост, одноколесные велосипеды, электрокары для дошкольников. Устойчивые позиции у монстров и зомби. Основная тенденция последних лет – «персонализация игрушек» – тоже приобрела иные формы.
«В этом году детские toy-box пополнятся разноплановой продукцией: от высокотехнологичных игрушек до классических кубиков и кукол. Лучшие экспонаты выставки, поразившие участников рынка, те, что бросают вызов детям и поощряют их развитие, сохраняя при этом элемент развлечения, – убежден Эдриан Эппель, эксперт по трендам TIA. – Полностью фокусируясь на детях, многие элементы игр одновременно побуждают и родителей присоединиться».
Суммируя все достижения разработчиков, аналитики составили рейтинг игрушечных трендов:
1-е место: Технологии. Игрушка завтрашнего дня – робот, которым можно управлять голосом или одним взмахом руки на расстоянии до 50 метров. Включая роботов-животных, интегрированных со смартфонами (от $50), «умные» столы для детей от 6 мес., дроны в комплекте с инфракрасными датчиками ($100).
2-е место: Семейные ценности. Настольные игры, ремесленные наборы, игры на свежем воздухе для всей семьи.
«Родители-миллениалы ностальгируют по интеллектуальным и подвижным играм своего детства и хотели бы поделиться этим офлайн-опытом со своими интернет-зависимыми отпрысками, – озвучил результаты исследований президент TIA Стив Пасиерб. – В результате мы видим растущее число высокотехнологичных игрушек, которые в то же время заставляют своих маленьких обладателей находиться в социуме, лицом к лицу с партнерами по игре».
К примеру, новая «Монополия» с мобильным приложением, с помощью которого можно распечатать фото и наклеить на карточки настольной игры.
3-е место: Сам себе создатель. Сложные кулинарные смеси, достойные дизайн-конструкции, любительские stop-motion-фильмы и мультфильмы, создание ювелирных украшений – лишь малая доля всех креативных проектов, которые заинересуют целевую аудиторию. В первых строчках toy-чарта 300-долларовый 3D-принтер для проектирования, самостоятельного распечатывания фигурок и даже ювелирных изделий.
4-е место: Обучающие игры. Материалы, помогающие подготовить детей к школе, развивающие навыки в решении задач и критическое мышление. Наборы юного инженера и ученого, составленные с учетом продвинутого математического концепта. Игры, повышающие интерес к изучению языков и культуры.
5-е место: Коллекционирование.
Миниатюрные версии супергероев, популярных анимационныхи киноперсонажей.
«Коллекционирование как форма искусства для одних детей и возможность социализации для других, – убежден Эдриан Эппель, эксперт по трендам TIA. – Они охотятся за новыми экспонатами, обсуждают это с друзьями, обмениваются информацией. Коллекционирование учит детей терпению и упорству (добыть и обладать!), организованности и навыкам переговоров».
Большинство новинок этого года созданы в унисон родительскому протесту против компьютерных игр. В коллекции 2016 года есть все, что действительно поможет отвлечь ребенка от монитора. Эксперты предсказывают рост рынка на 2,5% в ближайшие 10 месяцев.
Авторский дизайн
Свои разработки в рамках выставки представили и авторы-одиночки. Группа студентов Массачусетского университета презентовала «подушки-бурчалки». Сверхчувствительный плюш бурно реагирует на прикосновения, издавая звуки. По словам создателей Smart Pillow, «умная» подушка учит ребенка бережному к себе отношению». Другой участник выставки, житель Чикаго Виктор Петрушанский предлагает моделировать различные структуры из ярких деревянных сфер, скрепленных гибкой проволкой. По словам экс-ученого, он потратил не один год на изобретение базы для формирования сложнейших конструкций. И хотя аншлаг возле стенда не наблюдался, сам автор не сомневается – его новинку оценят во всем мире, в том числе на исторической родине в России.
Гаджеты – будущее ретейла
Главным трендом последнего десятилетия ретейлеры называют переход к электронной структуре продаж. «Масса людей не выпускает из рук телефоны и планшеты. Следовательно, наша задача – дойти до клиента, используя эти средства: e-mail, соцсети, баннеры на сайтах. У нас есть страница в Facebook, канал на YouТube и больше миллиона подписчиков в Twitter. Клиент должен увидеть игрушку, захотеть ее и заказать с телефона нажав на три кнопочки! Конечно же, у нас есть печатные каталоги и вкладыши для direct-mail (адресная рассылка, – ред.). Но мы давно не размещаем рекламу в газетах, журналах и на телевидении. Это уже излишняя ностальгия, а маркетинг – дело святое!» – рассуждает Майкл Дженнингс, эксперт по развитию брендов Toys “R” Us.
Одновременно делается акцент и на развитие корпоративной культуры: лучший соцпакет, лучшие условия труда, новые стимулы. Кадры крупнейшего американского ретейлера (компания Toys “R” Us на рынке с 1948 года) официально называют «талантами». Их обучают, открывают путь к карьерной лестнице, дают возможность всячески развиваться. Искусственно мотивировать никого не приходится. «И все же, если кто-то уходит, его поздравляют, празднуют уход и говорят: надеемся, что вы вернетесь. Такая культура», – говорит Майкл Дженнингс.
Во что играть казахстанским детям, решат в Москве
Ретейлеры из Казахстана, России и других стран СНГ на нью-йоркской выставке замечены не были. Санкции, кризис, девальвация сделали посещение таких мероприятий роскошью. Отечественные байеры выбирают площадки поближе – ежегодные выставки в Нюрнберге и Москве.
«Когда нам показали новинки с немецкой выставки, мы даже не стали делать прогнозы по продажам, поскольку цены в пересчете на доллары и евро получаются запредельные. По этой же причине пропустили весеннюю выставку в Москве. Экономим бюджет, – комментируют представители филиала российской компании в Алматы. – План закупок нам определяют маркетологи российского рынка. Однако на этот год новинок до сих пор нет. Контрактов крупных тоже не заключали, просто потому что средств не хватает. Все в режиме ожидания и оптимизируют бюджеты».
А пока казахстанские дети мечтают о суперигрушках, задача номер один для ретейлеров – очистить склады от прошлогоднего ассортимента. Распродают даже топовые позиции со скидками в 50-70%, в надежде на то, что позже удастся вложить средства во что-то стоящее.
По словам участников рынка, рецессия длится с конца 2014 года и им до сих пор не удалось завезти то, что могло бы «взорвать» продажи.
Впрочем, и до девальвации обстановка в отечественном сегменте игрушек оставалась напряженной: жесткий демпинг, борьба за клиентов и бренды. Конкуренция такого типа – трагедия для монобрендовых и мелкорозничных магазинов. Последние почти перестали тратить ресурсы на самостоятельный поиск продукции за рубежом. В основном выживают по схеме «купи – продай» с оптовых складов.
Хорошая новость для потребителей: пока бизнес пытается выжить, цены возвращаются из «космоса». А для тех, кто не экономит на детях, это возможность покупать качественные игрушки за адекватные деньги.
Расходы в год на игрушки детям от 0 до 11 лет* (2014-2015 гг.):
Великобритания – $438
США – $398
Франция – $358
Германия – $336
Россия – $300
Италия – $187
Испания – $176
(*источник: NDP Group)
Алина Кириловская (Нью-Йорк, США)