Кризис – самое время открывать … кондитерские! Это не тема очередного бизнес-тренинга, и не последствие депрессии, в течение которой становишься большим ценителем тортов и пирожных. Это проверенная практика. Дауренбек Кударов свой бизнес начал в 2015 году, его опыт пришелся на пиковое, финансово непростое время. Как раз такое, когда у человека срабатывает рефлекс: тотальная экономия и в первую очередь на пышных ватрушках и кремовых безе. Удержаться в бизнесе помогла идея, или как говорят сегодня – креативная фишка. А та в свою очередь родилась после долгих маркетинговых исследований и четкое понимание всех проблем пищевой отрасли Казахстана. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz генеральный директор ТОО «Алматинские сладости» Дауренбек Кударов рассказал о своих успехах, о положении дел в отечественной «пищевке» и первых рекомендациях уже на правах опытного предпринимателя.
- Дауренбек, в бизнесе есть определенные стереотипы, назовем их так. Например, кондитерские, как мне кажется – это дело больше для женщин, нежели для мужчин. Отсюда вопрос – как определялись с направлением, почему именно кондитерская, как заходили на рынок?
- Конечно, в первую очередь, мы провели исследование, которое должно было ответить на вопросы – в каком направлении нам двигаться, с чего начинать? Было принято решение, что это должен быть продукт массового потребления, он должен быть основан на нашей, казахстанской сырьевой базе. Мы знаем, что Казахстан имеет очень большой сельскохозяйственный потенциал. Мы – одни из лидеров в регионе по производству пшеницы, зерновых культур. И именно поэтому мы решили открыть кондитерскую фабрику и начать с производства печенья – продукта массового производства, продукта, который потребляется каждый день. Единственный вопрос, который встал перед нами – как мы должны отличиться, чем мы должны выделиться, как заходить на рынок? Провели анализ рынка и поняли, что в данном сегменте нет полезных здоровью, или скажем так, их очень немного, кондитерских изделий. Поэтому и приняли решение производить печенье из цельно-зерновых злаков. Сегодня у нас уже несколько торговых марок, таких как «Дастархан - биозавтрак», «Топленка». Компания наша была организована в 2014 году, в 2015-ом мы получили поддержку через «Дорожную карту бизнеса» и запустились в полном объеме. Закупили оборудование и вот уже почти 8 месяцев, как мы работаем в режиме производства.
- То есть на стартовом этапе в ассортименте пока только печенье?
- Изначально в нашей стратегии было прописано, что мы будем заниматься не только печеньем. Это будет вся линейка кондитерских изделий. Но начали - да, с печенья. На сегодняшний день у нас более 15 наименований. Я думаю постепенно, пошагово мы будем развивать это направление. Самое главное к чему мы стремимся – все, что мы будем производить, оно должно быть полезным, доступным и очень высокого качества.
- Вот касательно полезности. Кто замерял данный уровень, кто подтвердил пользу Вашего печенья?
- Выбирая данное направление, мы изначально задались этим вопросом: как мы будем подтверждать свое качество, у кого можно просить совета, помощи? Сегодня мы тесно сотрудничаем с Казахской Академией питания. Практически все наше печенье было разработано совместно со специалистами Академии. Мы располагаем специальным логотипом, который свидетельствует о том, что данная продукция рекомендована Академией питания. Что это значит? Печенье выходит, мы сдаем анализ, проходим ДНК-анализ, продукт поступает в определенную комиссию, где выявляется его полезность, важность. Вся эта информация впоследствии, конечно же, указывается на упаковке.
- Вы сказали, что воспользовались поддержкой государства. Насколько своевременной она была и в целом, что это за опыт?
- От государства мы получаем сегодня всяческую поддержку. Это не только финансовая помощь. Как я уже говорил, по «Дорожной карте бизнеса» мы получили определенные средства, на эти деньги закупили оборудование, начали свой бизнес. Далее. От Национальной палаты «Атамекен», к примеру, мы получаем качественную консультативную поддержку. И нужно отметить, что с какой бы проблемой мы не обратились, всегда получаем совет с нужным решением. Я думаю, в дальнейшем мы все эти направления будем развивать, хотелось бы, чтобы все программы продолжались, не закрывались. Сегодня не секрет, что есть необходимость отходить от «нефтяной иглы», уходить от сырьевой экономики, развивать малый и средний бизнес, в частности, это сельскохозяйственная продукция и переработка сельскохозяйственной продукции с добавленной стоимостью. Конечно, до того, как мы получили данную помощь, у нас было большое сомнение – будет ли обещанное соответствовать действительности, разговоров ведь много вокруг данной темы. Сегодня могу сказать с уверенностью – господдержка есть и она весьма ощутимая. Вся проблема в том, что казахстанцы не приходят, не обращаются за ней. Хотите грамотно выстроенный бизнес – нужно обращаться, нужно искать, нужно разговаривать, нужно просить.
- То есть Вы не исключаете, что, возможно, снова обратитесь за помощью?
- Конечно. Мы понимаем, что сегодня есть определенные сложности, связанные с девальвацией, с изменением курса валют. Плюс, у нас очень могучие соседи, их компании давно на рынке и конкурировать с их продукцией предпринимателю, который только что открылся, всегда сложно. Поэтому нужна помощь, и консультативная, и финансовая. Здесь важно и то, как будет вести себя население Казахстана. Очень хотелось бы, чтобы мои соотечественники обратили внимание на продукцию местного производства, этим самым они помогают не только конкретному предприятию, но вносят вклад в развитие в целом всей экономики. А это новые рабочие места, это финансовые потоки, которые остаются у нас в государстве и не выходят за его пределы.
- А Ваши наблюдения, насколько охотно сегодня казахстанцы приобретают печенье местного производства? Как со спросом дела?
- Спрос присутствует. Но тем не менее, хотелось бы чтобы у каждого гражданина Казахстана была принципиальная позиция, чтобы он понимал, что в первую очередь нужно обращать внимание на продукт местного производства. Есть немало государственных программ формата «Покупай казахстанское». Недавно вновь были слова президента о том, что нужно чаще запускать подобные акции, они проводятся и это не может не радовать. Спрос растет, наш плюс еще в том, что местный продукт, это всегда дешевле, чем импортный. Более того, наше качество не только не уступает, оно лучше. Почему? Потому что люди, которые работают на местном рынке, на местном производстве, они имеют моральную ответственность перед страной, перед своими родственниками, перед соседями и перед гражданами всей республики. Ментальность у нас такая. Мы просто не можем выпускать некачественную продукцию, мы работаем на имидж. Открывали эту компанию ведь не для того, чтобы очень скоро закрыться. Мы хотим развиваться, чтобы на данном предприятии работали в будущем наши дети, внуки, правнуки.
- Имидж – это замечательно. А что касается амбиций, есть в планах выйти, может быть, на экспорт? Или Ваша компания ориентирована только на внутренний рынок?
- Экспорт на сегодня для нас остается приоритетным направлением. Мы ведем в настоящее время переговоры с компаниями из Российской федерации. В Москве есть несколько предприятий, с которыми мы уже начали сотрудничество, сейчас им отправлены пробные экземпляры, продукт полностью их устроил, остались некоторые нюансы. Плюс мы встречались с китайскими оптовиками, продавцами-дистрибьюторами. Им тоже наша продукция очень интересна. Вот что я хочу здесь добавить. В Китае есть такая особенность: оказывается, китайские потребители, узнав, что продукт изготовлен в Казахстане, имеют определенное доверие к данному продукту. Логика у них такая - в Казахстане не так сильно развита химическая промышленность, а значит, все наши продукты являются экологически чистыми, без генных модификаций. То есть в этом смысле мы еще недоразвиты, в хорошем смысле слова, и китайцы, когда видят казахстанский товар, они с удовольствием его покупают. Поэтому я думаю, что в ближайшее время мы выйдем и на китайский рынок. Китай сегодня повернулся лицом к Казахстану, хочет совместно развивать сельскохозяйственные направления, и по животноводству, и по зерновым культурам. Кроме того, рынок Киргизии и Ирана также перспективны для нас. Я думаю, в будущем мы будем поставлять нашу продукцию и на эти рынки.
- Дауренбек, хочу задать Вам вопросы, как непосредственному участнику пищевого рынка. Вы ведь изучали отрасль, согласитесь, в сегменте все далеко не так оптимистично, как кажется, глядя на Ваш бизнес. Показатели по тому же экспорту-импорту – не самые радужные…
- Да, внешнеторговая структура на сегодняшний день имеет отрицательное сальдо. Ввозится у нас в два раза больше, нежели мы экспортируем. Что касается пищевых предприятий, продовольственной безопасности, хотел бы тут обратить внимание на следующее: по расчетам некоторых экспертов потребность в кондитерских изделиях по городу Алматы составляет 66 тысяч тонн в год. А на сегодняшний день наши предприятия производят только десятую часть. Поэтому есть потенциал, который мы должны использовать. Оставшиеся 90% - это не импорт. Есть и другие регионы – Алматинская область, Южно-Казахстанская, Жамбылская. То есть оставшаяся часть потребности – это другие регионы Казахстана и конечно, импорт. Вот, к примеру, еще несколько интересных цифр. Например, потребность в мясе и мясопродуктах составляет 122 тысячи тонн ежегодно. В яйцах – ежегодно мы нуждаемся в 250 миллионах яиц. Потенциал очень высокий, есть очень много свободных ниш, куда должны заходить предприниматели и должны развивать именно этот сектор.
-А почему, как Вы думаете, казахстанцы не понимают, что «пищевка» - это своего рода кладезь для МСБ?
- Если говорить в целом о пищевой промышленности, и если в целом рассматривать приоритетные отрасли экономики, то таковыми для нашего города являются как раз пищевая промышленность, фармацевтическая, мебельная промышленность, машиностроение и так далее. При этом мы все прекрасно понимаем, что вопросы продовольственной безопасности они и на сегодняшний день по-прежнему актуальны. Все мы знаем, что в городе Алматы только по данным статистического агентства проживает свыше 1 миллиона 700 тысяч человек, это не считая тех граждан, которые приезжают сюда на работу. Поэтому повторюсь, вопрос продовольственной безопасности для города Алматы весьма актуален. В рамках данной задачи на сегодняшний день акиматом города Алматы, фондом развития предпринимательства «Даму», алматинским филиалом палаты предпринимателей города Алматы ведется усиленная работа для того, чтобы создать максимально комфортные условия для развития именно пищевого кластера. Я опять же могу назвать такие статданные: к примеру, за 2015 год внешнеторговый оборот продовольственных продуктов в Алматы составил 9 миллиардов долларов, из них 7 миллиардов – это импортная продовольственная продукция, которая зашла к нам. Здесь нужно понимать, что всю эту продукцию не только жители города потребили, но и вся республика. Это связано с тем, что Алматы - торгово-логистический центр Казахстана, и вся импортная продукция, а это около 40% от всего внешнеторгового оборота, она заходит через Алматы. Импорт на сегодняшний день составляет порядка 500 миллиардов тенге. Эта информация к тому, что здесь больше вопрос в неосведомленности казахстанцев в преимуществах данной отрасли. Но, как видите, работа и здесь ведется. На своем примере могу однозначно призвать: если есть предприниматели, которые еще определяются, в какой отрасли им лучше работать, то пищевая отрасль – на мой взгляд, весьма привлекательная ниша, сюда сегодня нужно бросить все силы и результат не заставит себя долго ждать.
- Спасибо, Дауренбек, за беседу, советы и успехов Вам в бизнесе!