Примерно на 70-80% рынок продукции fresh (скоропортящиеся товары – мясо, рыба, овощи, фрукты) в Казахстане «серый», годовой оборот именно «серой» части рынка – порядка 5 млрд долларов по республике. Казахстану необходима кооперация и консолидация в сфере производства сельхозпродукции. Необходимо переходить от торговли в «формате Алтын Орды» к торговле через торгово-логистические площадки. Примером такого хаба может служить барселонский Mercabarna: продукция хранится, сортируется, пакуется, разделяется по сегментам на одной площадке – это и есть цивилизованный формат. Об этом говорили на заседании экспертного клуба Raimbek, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Одиноким» фермерам нужна кооперация
«В Казахстане сельскохозяйственное производство в открытом грунте развивается слабо (республика – зона рискованного земледелия). Именно поэтому создание крупной компании с одним хозяином и одним инвестором – это рискованный вариант. Рост возможен только благодаря кооперированию фермеров – мелких, средних», – обрисовывает ситуацию Максим Коваленко, директор Alma Prodex (фруктовые сады).
По его словам, преимущество мелкого фермера перед крупными компаниями или холдингами в том, что изо дня в день человек находится в поле, сам следит за каждой грядкой, за каждым деревом, соответственно, он может получить выше качество и урожайность и, значит, более низкую себестоимость.
При этом, скажем, в Алматинской и соседних областях мелких и средних фермеров – большинство.
Пример из мирового опыта: в Германии две тысячи фермеров объединились, создали кооператив и построили хранилище для яблок мощностью 100 тыс. тонн на сезон. «Фермеры кооперируются для того, чтобы создать инфраструктуру и облегчить само производство», – комментирует собеседник.
Кооперация необходима, поскольку без этого невозможно развитие ни в технологии, ни в объеме производства, ни в ценообразовании, ни в логистике. «Одинокому» фермеру сложнее пробиться в ретейл, поскольку у супермаркетов есть свои требования к объемам, упаковке, срокам и стабильности поставок.
«Мы для себя сделали вывод, что без кооперации далеко не уйдем, нам нужно собрать вокруг себя фермеров, объединять их в кооператив и уже дальше говорить о развитии инфраструктуры, строительстве холодильника, реализации продукции. Но проблема в менталитете. Когда говоришь «объединиться», фермеры думают, что это рейдерство, что их принудительно заставляют вступать в кооператив и потом у кого-то что-то отнимут. Такому мышлению способствовали исторические события», – поясняет Максим Коваленко.
В прошлом году, по его словам, компания провела переговоры с фермерами, получила определенное понимание. В этом году планирует перейти к созданию «сообщества, которое будет готово вступать в кооператив».
Общее и реальное понимание рынка
После того, как тенге был отпущен в свободное плавание в августе 2015 года, цены на свежие овощи и фрукты выросли. «Но это произошло не потому, что мы (производители, – ред.) их подняли, а потому, что, во-первых, у нас не хватает местного сельхозпроизводства, импорт из Китая и Узбекистана составляет порядка 60-70% в период межсезонья. Во-вторых, отсутствует инфраструктура», – продолжает тему Алмас Даутов, директор Green Land Alatau (тепличное хозяйство).
Крупные производители, по словам Алмаса Даутова, могут поставлять свою продукцию в торговые сети за счет того, что те заказывают большие объемы сразу. Но существует масса магазинов категорий «В», «С», доставка овощей и фруктов в них вызывает затруднения: машина не может везти 5 кг томатов или 1 коробку яблок на каждую из таких точек. Но машина может взять консолидированный заказ: несколько коробок яблок, томатов, огурцов, 50 кг картофеля, например.
«Любые скоропортящиеся продукты – это прежде всего логистика и соответствующая инфраструктура. Если ее нет, как в Казахстане, то все потери и убытки, которые получают посредники из-за испортившихся продуктов, ложатся на плечи потребителей», – поясняет эксперт.
Мировой опыт: в Польше, например, при поддержке государства создана торгово-оптовая биржа для скоропортящихся товаров. Артур Янушевски, генеральный директор компании «Оптовый клуб» (оптомаркеты «Арзан»), рассказывает: «Это как базар и магазин, только в опте. Есть дополнительные услуги (мытье, упаковка, подготовка товара к продаже, хранение) и возможность контакта производителей с покупателями. Даже те группы производителей, которые имеют свои хранилища, все равно идут на эту биржу, потому что она открывает доступ ко всем каналам дистрибуции, которые есть на рынке».
И это пример государственно-частного партнерства, комментирует Раимбек Баталов, председатель совета директоров Raimbek Group. Он указывает на то, что в Казахстане государство инвестировало в создание хранилищ (есть в Астане, Алматы). «Но мы все равно имеем проблемы с инфраструктурой – хранением и логистикой. Товаропроизводители говорят: кто может, поставляет напрямую (в супермаркеты, – ред.), а излишек везет не в хранилища, построенные с участием государства, а на «Алтын Орду». То есть эффективность ГЧП, к сожалению, под большим вопросом», – отмечает спикер.
По мнению Раимбека Баталова, необходим анализ инвестиций и допущенных ошибок. «У нас как происходит? В одной области собираются выпускать комбайны, и в соседней области тоже хотят выпускать комбайны. Это говорит о том, что координация, отраслевая политика, отраслевой анализ отсутствуют. Мы обсуждали это недавно на встрече с Тимуром Кулибаевым (председатель президиума НПП «Атамекен», – ред.) и Бауыржаном Байбеком (аким г. Алматы, – ред.)», – рассказывает Раимбек Баталов.
На его взгляд, необходимо, чтобы сельскохозяйственные игроки, профильное министерство и местные исполнительные органы имели общее и реальное понимание рынка. «Мы готовы это понимание со своей стороны представить. Главное – не ошибиться с форматом (развития кооперации и инфраструктуры для сельхозтоваропроизводителей, – ред.)», – говорит собеседник. Он подчеркивает: бизнес не ждет, что государство все взвалит на свои плечи, что-то он сделает своими силами. Но коммуникации, земля, часть капитала – это то, что требуется от государства, иначе невозможно будет выдержать уровень и цену сервиса в условиях конкуренции.
«Наступило время, когда нефть уже не та, деньги в бюджете уже не те. Поэтому необходимо более эффективное вложение государственных средств, нужна более эффективная работа частного капитала в инфраструктуре. Потому что без инфраструктуры говорить о развитии сельского хозяйства, о сервисе, качественной продукции и низких ценах очень сложно», – заключает Раимбек Баталов.