Не так давно органы полиции активизировались в плане взыскания административных штрафов. Причем вместо взыскания с самих водителей – непосредственных нарушителей – полиция взыскивает штрафы с владельцев автомобилей. И без разницы, какие это нарушения: будь то зафиксированные скоростемерами или в связи с переездом стоп-линии, протокол сотрудника дорожной полиции. Если бы лет пять назад стало известно, что в Казахстане будет введена подобная административная процедура в закон «О дорожном движении», то многие бизнесмены, владельцы транспортных парков, серьезно задумались бы: а стоит ли им начинать свой бизнес? Такое мнение высказал в Астане на дискуссионной площадке «Малый и средний бизнес: развитие в условиях кризиса» предприниматель, директор службы такси «ТиФа» и портала taxi.kz Тимур Худайбергенов.
По словам предпринимателя, он приехал в Астану пять лет назад и начал строить свой бизнес с нуля: сначала это был один автомобиль, сейчас парк составляет до 100 авто. За это время фонд развития предпринимательства «Даму» оказал небольшую поддержку. В то же время основным триггером успеха Тимура Худайбергенова явились, по словам предпринимателя, его же собственные усилия.
«Вы представьте, сколько владельцев автотранспорта в стране. Это чрезвычайно актуальный вопрос, особенно в последние несколько месяцев, хотя он и не получил широкой огласки. Скорее всего, потому что касается исключительно внутренней проблемы МСБ. Но из-за него я буквально могу перечислить десятки предприятий, которым наступает конец. К тому же у других стартаперов просто пропадает всякое желание открывать таксопарк или транспортную компанию. Сейчас в стране очень много таких предпринимателей, которые не в состоянии отстоять свои права и интересы, и им приходится платить за нерадивых водителей-нарушителей баснословные штрафы. И, видя такие последствия, эти водители-нарушители чувствуют себя безнаказанно. Они продолжают совершать ДТП на дорогах. То есть ситуация административно никоим образом не меняется», – рассказал о сложившейся ситуации директор службы такси «ТиФа» Тимур Худайбергенов.
По словам бизнесмена, стараясь не зацикливаться на штрафах, он пытается диверсифицировать свой портфель. Для этого он с партнерами уходит в разработку мобильных приложений и IT-технологии.
«Раз уж не суждено было родиться в семье владельца нефтяной вышки, единственный выход на экспорт, который может сделать из предпринимателя долларового миллионера, – это IT-разработки, использование интеллектуального капитала», – констатировал Тимур Худайбергенов.
Однако и здесь, по словам бизнесмена, возникли определенные трудности. Главная, по его мнению, заключается в том, что существующие инструменты поддержки МСБ касаются реального сектора – это воздушные проекты, которые не реализованы и безрезультативны, но тем не менее на них исправно уходят миллионы тенге и долларов, тогда как наиболее перспективные направления с желающими работать и горящими идеей людьми прозябают без малейшей поддержки.
При этом, как считает Тимур Худайбергенов, рассчитывать на успех МСБ, особенно в нынешних условиях, можно в том случае, если субъекты малого и среднего предпринимательства начнут делать действительно уникальные продукты, которые прежде всего будут отправляться на экспорт.