Открытие границ с Кыргызстаном негативно повлияет, в первую очередь, на алматинские компании и алматинский рынок. Это связано с тем, что у Казахстана и Кыргызстана не совсем равные условия по налогообложению, по импортным пошлинам и акцизам. «По некоторым группам товаров мы будем испытывать не равную конкуренцию», - подчеркнул во время встречи с представителями СМИ, на которой обсуждались актуальные экономические вопросы, промышленник, президент ТОО «Raimbek Group» Раимбек Баталов. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.
Бизнесмен также добавил, что теперь, когда кыргызские товары станут доступнее, это еще не гарантирует их качества. «Мы понимаем, что и сейчас кыргызские пищевики есть на нашем рынке, но теперь их станет больше, и вопрос качества, например, молока – это большой вопрос. Они и сами производят сухое молоко, и, помимо этого, закупают его у китайцев. А это, иной раз, не самый качественный товар. С этой точки зрения у нас вряд ли будут равные условия. По тому же молоку, например, наш комитет по защите прав потребителей не может делать проверки за рубежом. А нас проверяют весьма дотошно», - рассказал Раимбек Баталов.
С другой стороны, как отметил бизнесмен, снятие таможенных барьеров для товара несет в себе и плюсы. Теперь, чтобы отправить товар в соседнюю республику, компания тратит меньше времени, сил и денег. «Однако сырье стало дороже. Например, если говорить о молоке. Разница теперь составляет 10-15%, что довольно существенно. Ведь это влияет на объем и на конечную цену, а в итоге и на прибыль. Дело в том, что киргизам теперь будет выгоднее продавать не только сырье, но и готовую продукцию», - сказал Раимбек Баталов.
Российский рынок
После вступления в Таможенный союз, по словам Раимбека Баталова, продукция его компании получила доступ к российскому рынку. Как вспоминает бизнесмен, до этого ТОО «Raimbek Group» не могло провести на территорию России «ни одного литра». «Россияне сдерживали нас по-разному, мы просто не могли преодолеть массу бюрократических барьеров. Сейчас мы продаем свой товар в России. В том числе в Москве мы представлены в тысяче точек, в конце года наше представительство расширится до двух тысяч точек. Это Санкт-Петербург, Екатеринбург и Москва», - рассказал предприниматель.
Девальвация рубля тоже не особо повлияла на ход дел. «У нас валютные контракты, мы фиксируем по биржевому курсу, в этом смысле все нормально», - сказал Раимбек Баталов.
Ситуация с тенге
В результате новой финансовой политики, которая привела к девальвации национальной валюты, закроется немало малых и средних компаний, считает Раимбек Баталов. «Бюджет Алматы в следующем году пострадает», - сказал бизнесмен. А мы, в свою очередь, напомним, что из Алматы в республиканский бюджет поступает по меньшей мере 25% налогов.
Более того, теперь, после всех финансовых потрясений, пищевые промышленники вынуждены будут поднимать цены на свои товары. По крайней мере, этого не скрывают в «Raimbek Group». «Большинство наших производителей работает с импортным сырьем, и это будет сказываться на себестоимости нашей продукции. Мы вынуждены будем поднимать цены. Когда мы это сделаем – еще не знаю. Сейчас мы еще не подняли цены, и пока что мы работаем со своими запасами. Мы теряем маржу, конечно, но мы не хотим терять и долю рынка», - сказал Раимбек Баталов.
Но с другой стороны, как оптимистично заметил бизнесмен, экономический кризис – это возможность для бизнес-среды стать более конкурентной. По словам Раимбека Баталова, на рынке останутся только самые сильные, а компании, которые не выдержат жесткой конкуренции, закроются.
«Это все заставляет нас быть более эффективными, пересматривать внутренние бизнес-процессы, стратегии, наши подходы, и так далее», - сказал предприниматель, добавив тут же, что главный вопрос – какова цена таких перемен.
«Нам было бы куда легче всем этим заниматься, если бы мы понимали четкую политику правительства и Нацбанка. Нам было бы легче подстраиваться. Но гораздо дороже все обходится когда что-то происходит спонтанно. Тем более сейчас идет усиление налогового администрирования. Сейчас активно обсуждается, что правительство будет сокращать программы поддержки бизнеса. Тогда у нас вопрос к правительству. Что предполагается делать с тем фактом, что тенговой ликвидности сейчас довольно мало, и при этом в стране начинается сильное налоговое администрирование? Что будет делаться, чтобы активизировать экономическую активность? Были программы, ГПФИИР, например. Но, к сожалению, диверсификации экономики все-таки не произошло. И нам интересно, дадут ли старые подходы, новый виток экономической активности. Насколько они актуальны? Без ответа на эти вопросы, правительству будет сложно пополнять бюджет, а бизнесу развиваться», - подчеркнул Раимбек Баталов.