Падение тенге вынудило компании пересматривать свою политику в отношении сотрудников. Часть компаний в кризисный период будет вынуждена корректировать как уровень заработной платы, так и количество сотрудников. Масла в огонь подливает растущая, по неофициальной статистике, безработица. Так, если ссылаться на официальный ресурс Комитета по статистике МНЭ РК, безработица в стране снижается и находится на уровне 5%. Однако с этой цифрой не согласны опрошенные «Капитал.kz» эксперты. Они утверждают, что реальный уровень безработных в два раза превосходит официальные цифры и держится на уровне 11-12%, а вариант дальнейшего повышения уровня безработицы – абсолютно реальный сценарий развития событий в стране.
Две дороги
Виной сложившейся ситуации выступает все та же девальвация. Для сравнения: на пике кризиса в 2008-2009 годах количество безработных держалось на уровне 6,6%.
«Фактором, сдерживающим рост безработицы, должен, по логике, быть тот факт, что в Казахстане – стране с небольшой численностью населения – исторически сохраняется проблема дефицита квалифицированных кадров», – говорит Салтанат Абильтаева, генеральный директор агентства Optimum Recruitment&Executive Search.
Спикер считает, что развитие событий будет достаточно типичным для кризисных времен. Компании будут оптимизировать свои расходы в первую очередь на поддерживающие функции, к которым всегда относят маркетинг, PR, управление персоналом. В случае если негативный прогноз по дальнейшему падению цены на нефть подтвердится, то, скорее всего, компании будут сокращать персонал.
«По нашей информации, некоторые компании уже начали процедуры сокращения, правда, пока в первую очередь это относится к регионам РК. Основная масса компаний сразу после сообщений о ситуации на валютном рынке приостановила поиск по всем текущим актуальным вакансиям. Как и в кризис 2008-2009 годов, под удар первыми попадут банковский и строительный секторы. Непростые времена ожидают малый и средний бизнес», – объяснила Абильтаева.
Чуть менее пессимистичных прогнозов придерживается Анна Ковинская, директор рекрутинговой компании Antal Kazakhstan, утверждая, что обе стороны – работодатели и соискатели – ждут выравнивания курса, чтобы понять, что будет происходить дальше. Часто компании, учитывая текущую ситуацию, приостанавливают подбор персонала на неопределенное время и частично замораживают открытые вакансии. Но говорить о сокращениях не приходится, так как в прошлом году, по опросу Antal Kazakhstan, 79% опрошенных компаний не планировали проводить сокращений. Скорее всего, аналогичные показатели будут и в этом году.
«Вполне вероятно, что в нынешнем году события будут развиваться по сценарию, похожему на прошлый год, когда прошла девальвация: вакансий станет меньше, компании будут настроены на оптимизацию расходов, соискатели потеряют в деньгах из-за падения тенге, но, в общем, ожидать тотальной безработицы или повторения ситуации 2008-2009 годов не стоит.
Потеряли на курсе
Очевидно, что в ближайшее время компании не собираются индексировать зарплату текущих сотрудников. Есть вероятность, что спустя некоторое время, если компании действительно почувствуют определенный экономический эффект от обесценения нацвалюты, они будут пересматривать бюджеты и зарплату сотрудников. Лишь незначительная часть компаний будет увеличивать зарплату в плановом режиме. Например, в рамках все той же ежегодной индексации, при этом не привязывая свои действия к колебанию курсов валют.
«В этом году общий рост зарплат замедлился, и далеко не все компании пойдут на пересмотр зарплат в сторону увеличения после девальвации. В связи с изменением экономической ситуации в начале 2014 года около трети компаний задумалось об индексации заработной платы, но чаще всего это была незначительная компенсация. Примерно столько же работодателей ответили, что пересматривают бюджет на новые вакансии в связи с возможным ростом зарплатных ожиданий из-за девальвации тенге. В то же время более 50% работодателей не планировали пересматривать уровень зарплат, хотя 64% компаний отметили, что зарплатные ожидания соискателей увеличились», – подчеркивает Ковинская.
Она отмечает, что на рынке есть ряд небольших компаний, где зарплата зафиксирована в долларах или евро, чаще всего это представительства иностранных компаний в Казахстане, но в основной массе сотрудники потеряют часть дохода из-за колебаний курса
Претенденты в аутсайдеры
Судя по всему, бизнес сократит горизонты планирования до краткосрочных планов на подбор персонала. В первую очередь будут заморожены проекты по привлечению среднего звена, или так называемого support персонала, – тех, кто мало участвует в формировании прибыли основного бизнеса. К ним эксперты относят маркетологов, PR- специалистов, сотрудников по работе с персоналом.
«Очевидно, непросто будет специалистам без опыта, выпускникам вузов, потому что в кризисные времена компании стараются в первую очередь избавиться от неквалифицированного персонала и сохранить ключевой и опытный персонал. Но здесь вопрос в том, насколько молодежь при выборе профессии и вуза учитывала возможности и потребности рынка труда. А также в зарплатных притязаниях новоиспеченных специалистов», – дает свою оценку Абильтаева.
Она утверждает, что в кризисное время вчерашние студенты просят за свой труд от 100 тыс. тенге в месяц, что не вполне объективно, так как компании не в состоянии платить запрашиваемые средства сотрудникам, в которых еще нужно вкладываться, обучать и адаптировать к отрасли.
«Несмотря на кризисы, компании не могут работать без людей, поэтому необходимый бизнесу персонал набирать все-таки продолжат. Это относится в первую очередь к той категории персонала, который напрямую приносит прибыль компании, – производственный персонал (в непроизводственных компаниях это тот персонал, который непосредственно производит услугу), специалисты в продажах, в бухгалтерском и налоговом учете», – говорит она.
В целом опрошенные «Капитал.kz» эксперты уверены, что даже при наихудших экономических сценариях трудовой рынок имеет высокий запас прочности и вполне может противостоять негативным процессам, происходящим в сфере занятости. При реализации любого из рассматриваемых сценариев существенных изменений на рынке не произойдет.
«По опыту прошлого года могу сказать, что рекрутинговые компании не сидели без работы – вакансии все равно были. Однако требования к потенциальным сотрудникам ужесточились, и эта тенденция сохранится, все больше будут цениться соискатели, готовые работать на результат, с подтвержденным опытом и развитыми профессиональными компетенциями», – резюмирует Ковинская.