То, что власти пытаются ограничить участие государства в предпринимательской деятельности, хорошо. Бизнес вздохнет свободно, станет производить большую долю ВВП, будет развиваться, тем самым диверсифицируя казахстанскую экономику.
Совсем недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности», направленный на ограничение и сокращение участия государства в предпринимательской деятельности.
Главная цель – сокращение доли участия государства в тех сферах экономики, где присутствует бизнес, что будет способствовать развитию конкуренции и созданию благоприятных условий для субъектов частного предпринимательства в целом.
Как ранее информировал министр национальной экономики Ерболат Досаев, при разработке законопроекта выработаны четкие критерии создания госкомпаний и их дочерних структур только в тех случаях, когда отсутствует иная возможность обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества.
По словам министра, при этом государству запрещается создание и участие в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом РК «О частном предпринимательстве».
Также он отметил, что реализация будет осуществлена в рамках законов «О конкуренции» и «О государственном имуществе» с помощью следующих мер: введение жесткого ограничения в создании новых госпредприятий и дочерних компаний; приватизация госкомпаний, не соответствующих устанавливаемым определяющим принципам по ограничению участия государства; усиление компетенций антимонопольного органа.
Кроме того, законопроектом вводится норма, закрепляющая проведение антимонопольным органом ежегодного анализа товарных рынков на предмет выявления нецелесообразного присутствия государства в предпринимательской среде.
Также законопроектом вводится норма, предусматривающая обязательную ликвидацию предприятий и юридических лиц со 100-процентным государственным участием, отчуждение доли участия государства, в случае их не приватизации в течение двух лет с момента принятия такого решения.
На фоне российского кризиса…
Если смотреть на намерения властей максимально объективно, то нужно признать верность этой стратегии. Это более всего очевидно, когда сравниваешь ситуацию в Казахстане с процессами, которые проходят в России.
По большому счету, в России, обремененной санкциями со стороны Запада, идет процесс самоликвидации малого и среднего бизнеса. В основном из-за того, что кредитный портфель МСБ существенно сокращается. Главное, к чему привели санкции, – это почти полное отсутствие доступа российских банков к ликвидности. Не имея возможности рефинансирования, они, естественно, будут снижать свою кредитную активность. И еще не факт, что сегодня она на самом низком уровне.
Так, управляющий директор рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») Павел Самиев, выступая на конференции «Финансы растущему бизнесу», спрогнозировал сокращение кредитного портфеля МСБ в 2015 году на уровне от 10 до 15% в зависимости от того, какой сценарий будет реализован в экономике.
«Мы рассматриваем два сценария развития: согласно базовому, который более оптимистичен, падение по объему портфеля составит 10%, просрочка будет в районе 11-12%. По более негативному сценарию падение составит 14-15% и просрочка также будет в районе 14-15%», – заявил Самиев.
Он отметил, что ограничителями роста кредитования малого и среднего бизнеса в 2015 году станут замедление экономики, ориентация банков на кредитование крупного бизнеса и высокая стоимость заемных ресурсов.
«Этот рынок в большей степени, чем другие сегменты, нуждается в господдержке; хотелось бы, ничего не нарушая, увеличить эффективность существующей системы оказания поддержки бизнесу», – сказал Самиев.
Но российские власти озабочены тем, чтобы поддержать крупный бизнес.
Так, еще в середине сентября 2014 года правительство РФ приняло решение о выделении средств из Фонда национального благосостояния «Роснефти» и НОВАТЭКу. Таким образом, власти готовы «распечатать» кризисную «подушку безопасности» российской экономики сразу на 60%.
В ноябре российские СМИ сообщили, что «Газпром», не договорившись об авансе с китайской стороны на строительство газопровода «Сила Сибири», может занять денег в Фонде национального благосостояния. Проект строительства трубы вполне подходит под цели финансирования за счет средств ФНБ. Этот вопрос тогда тоже прорабатывался.
На фоне снижения кредитования МСБ и роста господдержки крупных компаний может сложиться ситуация, когда малый и средний бизнес в России начнет «умирать».
Ведь понятно, что экономический кризис сильнее всего бьет по слабым. Если говорить о населении, то больше всего от его последствий страдают малообеспеченные. Если о бизнесе – то малый. А о том, что кризис уже пришел, свидетельствует председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Недавно он признал, что Россия уже потеряла от санкций $25 млрд, а в течение 2015 года может потерять еще $75 млрд.
На фоне роста неплатежей по кредитам следующими в очереди за господдержкой могут оказаться крупные банки. Так что до МСБ руки могут и не дойти.
Воспользоваться моментом?
Что же касается стратегии казахстанских властей, то она верная. Ограничив участие государства в предпринимательской сфере, они дают больше экономической свободы бизнесу, тем самым создавая реальные драйверы экономического роста.
Вроде и деньги у бизнеса появились.
Как сообщил недавно Ranking.kz, за год (февраль 2014-го – февраль 2015-го) инвестиции в обрабатывающую промышленность выросли на 18%, до 78,1 млрд тенге. Причем 57% – это собственные средства бизнеса.
Больше всего инвестиций в обрабатывающую промышленность привлекла Павлодарская область – 33,2 млрд тенге. Она же лидирует и по темпам годового роста – в 2,8 раза. На втором месте – Южно-Казахстанская область (в 2,5 раза, до 4,7 млрд тенге), на третьем – Алматы (в 2 раза, до 2,4 млрд тенге).
Отсюда и рост вклада МСБ в ВВП Казахстана.
В начале марта 2015 года заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Юлия Якупбаева сообщила, что доля МСБ в ВВП Казахстана по итогам 2014 года достигла 24%.
«Только за прошлый год у нас увеличилось количество малого и среднего бизнеса в ВВП с 19% до 24%. Это очень хорошие цифры», – заявила Якупбаева в рамках саммита CFO Idea Exchange & Networking Event.
С другой стороны, власти тоже не сидят сложа руки. По словам Якупбаевой, в Казахстане существует порядка 20 программ в сфере господдержки МСБ.
Единственной большой проблемой для представителей сектора МСБ может стать широкомасштабная интервенция со стороны их российских коллег на казахстанский рынок. В силу санкций и резкого падения курса российского рубля продукция российских производителей стала дешевле, она мощным потоком пошла в Казахстан, тем самым поставив казахстанский МСБ в довольно сложное положение.
Уже в текущем году между Казахстаном и Россией возникли большие проблемы. Казахстан стал в одностороннем порядке изымать из торговых сетей российские товары под предлогом их несоответствия санитарно-эпидемиологическим нормам. В ответ Россия ввела запрет на продажу некоторой казахстанской продукции в ряде регионов страны.
Стороны старательно избегают формулировок типа «торговая война», но фактически она началась. Весь опыт существования Казахстана в Таможенном союзе, когда Россия в одностороннем порядке препятствовала казахстанскому экспорту на российский рынок и вместе с тем активно способствовала выходу российского экспорта на казахстанский рынок, свидетельствует о больших проблемах именно в сфере торговли.
Если, ограничив участие государства в предпринимательской сфере, Казахстан сможет развивать МСБ, увеличивать его долю в ВВП, тем самым диверсифицировав экономику, то это станет небольшим, но успехом казахстанских властей. А большое, как правило, начинается с малого…