USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.71$
+0.140
BTC
103745.00$
-2242.000

Ученье-свет…

…а постдипломное образование – тьма привилегий в карьере

Share
Share
Share
Tweet
Share
Ученье-свет…- Kapital.kz

 «Учиться, учиться и еще раз учиться» – эта советская заповедь на фоне портретов советских же вождей пролетариата изредка, но еще встречается в оформлении спортзалов и по совместительству залов торжеств в школах отдаленных поселков. Но многие из тех, кто были еще школьниками, когда отечественные учебные заведения украшали подобным образом, сегодня получают степень MBA, заканчивают магистратуру и защищают второй, а то и третий диплом. То есть установка не прекращать процесс познания работает. Как работает и конкуренция на рынке труда, которая в перспективе будет только ужесточаться, предъявляя к соискателям все большие требования, в том числе и по уровню образования.

«Безусловно, год от года ощущается повышение интереса к послевузовскому образованию. Вчерашние выпускники бакалавры уверены, что без магистратуры шанс устроиться на работу не столь велик, а при получении дополнительного образования они могут претендовать на более высокую позицию в компании. Так ли это на самом деле, сказать трудно. Но для будущих магистрантов это, несомненно, серьезный довод в пользу продолжения обучения еще на протяжении года либо двух», – поясняет Гульнара Куренкеева, директор Высшей школы бизнеса Almaty Management University (AlmaU).

Сегодня в Казахстане действует 117 вузов. При этом, согласно планам правительства по оптимизации вузов, к 2017 году останется 100. По данным специалистов AlmaU, рынок магистратуры в Казахстане в среднем растет каждый год на 20-25%, а рынок второго высшего образования снижается каждый год на 10-15%. «Рынок МВА достаточно стабилен. Что касается краткосрочных курсов (повышение квалификации и т.д.), то на этом рынке свои позиции усиливают корпоративные университеты. Если говорить более детально, то на рынке магистратуры спросом пользуются программы научно-педагогической магистратуры – сюда поступают те, кто в дальнейшем намерен поступать на PhD», – поясняет Нина Никифорова, декан послевузовского образования AlmaU.

Наиболее популярными направлениями послевузовского образования специалисты называют экономику, финансы, менеджмент, инженерные специальности, IT, нефтедобычу и нефтепереработку. «При этом, вопреки ожиданиям, не столь высок интерес к специальности «логистика», хотя не так давно Алматы был объявлен логистическим центром. Транспортные компании работают, как и раньше, больше по наитию», – констатирует Нина Никифорова.

По мнению экспертов AlmaU, на второе высшее поступают, как правило, люди до 30 лет, которые в 17 выбрали не ту специальность либо разочаровались в ней. «Нередко, отучившись по выбранной профессии по госгрантам со стипендией, люди понимают, что им не нравится эта специальность, и вместо того, чтобы оправдать госгрант и затраченные государством деньги, они идут на второе высшее. Так, чаще всего меняют специальность педагоги, переводчики, медики, психологи, технари – большинство достаточно востребованных в РК специальностей», – рассказывает декан послевузовского образования AlmaU. По мнению Нины Никифоровой, причины этому разнообразны. Так, люди нередко не могут найти работу по специальности в своем городе, например, в области машиностроения, металлургии, горного дела, топографии, геодезии и т.д. А ехать работать в Усть-Каменогорск, Жезказган и другие города из Алматы они не готовы. Приходится переучиваться.

  При этом многие предпочитают продолжать учебу за рубежом. По данным экспертов, за последний год около 40 тыс. наших соотечественников отправились на учебу за границу. «Спрос казахстанцев на качественное зарубежное образование является стабильным. В том числе и на послевузовское образование. В основном это магистратура и MBA», – рассказывает Айгуль Калдыбаева, генеральный директор «Казахско-британского образовательного центра M&K». Эксперт отмечает тенденцию расширения географии популярных среди казахстанских студентов университетов. «Так, если пять лет назад чаще выбирали Великобританию, то сегодня все большей популярностью пользуются США и континентальная Европа», – отмечает Айгуль Калдыбаева. 

Рисуя портрет отечественного соискателя на магистерскую степень в зарубежном вузе, эксперты «Казахско-британского образовательного центра «M&K» отмечают, что зачастую это выпускник отечественного вуза, который на достаточном уровне владеет английским языком. «Претендент на MBA, как правило, имеет более 5 лет трудового стажа. У последних основная сложность при поступлении – сдача специального экзамена GMAT. И если для магистрантов характерно желание получить законченное высшее образование, и это, по сути, еще студенты, то соискатели MBA – это уже представители бизнеса или же специалисты, успевшие поработать на относительно руководящих позициях», – рассказывает гендиректор «M&K».

При этом стоимость зарубежного постдипломного образования варьируется от вуза к вузу и от страны к стране. Однолетний курс в Великобритании по специальности «финансы» обойдется вместе с проживанием и питанием от $30 000 до $40 000. Двухлетний курс MBA в США – от $90 000 с питанием и проживанием.

«В ближайшие годы будет продолжение роста спроса на мастерские программы – профильную магистратуру, специализированные программы. Программы Executive МВА также выходят по популярности на первый план, что является как мировой тенденцией, так и ведущим трендом в РК», – считает директор Высшей школы бизнеса AlmaU.

Делая прогноз популярности зарубежного образования на фоне кризисных ожиданий, эксперты говорят о возможном снижении динамики роста спроса, но не о стагнации. «16 лет работы в образовательной области позволяют говорить о постоянном росте спроса на образование за рубежом. Послевузовское образование – не исключение. Безусловно, кризис накладывает свой отпечаток, но снижаются только темпы роста. Девальвационные ожидания и их влияние на тенденции 2015 года будут понятны этой весной – в традиционный период подачи заявок на регистрацию в учебные заведения», – предполагает Айгуль Калдыбаева.

Кроме того, на прогнозы влияют и другие факторы. Так, по ожиданиям аналитиков AlmaU, спрос на программы бакалавриата в казахстанских вузах будет падать до 2019 года по причине «демографической ямы» и значительной доли выпускников, которые имеют желание и возможность обучаться за рубежом (30%). При этом популярность магистратуры, PhDи бизнес-образования (MBA, DBA) по сделанным прогнозам будет расти благодаря госпрограмме развития образования на 2011-2020 годы, Стратегии-2050, ГПФИИР, программе «Нурлы Жол», росту ВВП и другим факторам. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.