USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95135.50$
-1944.000

Розничную торговлю ждут большие перемены

Как в погоне за инновациями не упустить вопросы сервиса

Share
Share
Share
Tweet
Share
Розничную торговлю ждут большие перемены- Kapital.kz

Торговля, демонстрирующая на протяжении последних лет стабильный рост, является важной отраслью экономики Казахстана. «Объем розничной торговли за январь-декабрь 2014 года составил 6020,8 млрд тенге и увеличился на 12,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года», – сообщают в комитете по статистике Министерства национальной экономики РК.

Наша страна с каждым годом становится все привлекательнее для развития розничной торговли. Это подтверждают и данные Индекса развития глобальной торговли (Global Retail Development Index), согласно которому в 2014 году Казахстан вошел в топ-10 среди 30 стран с развивающейся экономикой. Наша страна улучшила свое положение в этом рейтинге на 9 пунктов с 2012 года. Это свидетельствует о том, что притягательность нашей страны для ретейлеров по таким критериям, как страновой риск, насыщенность рынка и розничные продажи, перевесила такой фактор, как небольшое по численности население. Отметим, что наша страна с индексом 52,7 в этом рейтинге обогнала Россию, чей балл составил 52,4.

Согласно отчету консалтинговой компании A.T.Kearney, составляющей этот рейтинг, бизнес-среда Казахстана улучшается благодаря огромным природным ресурсам страны, созданию Евразийского экономического союза с Россией и Беларусью, а также росту инвестиций в развитие торговой недвижимости. Правда, тут же отмечается, что страна, попавшая в десятку самых привлекательных для развития розничной торговли государств, имеет небольшое население и широкую дифференциацию доходов. Это делает достаточно сильным местный рынок предметов роскоши, в то время как сегменты с низким доходом имеют ограниченный потенциал. По мнению A.T.Kearney, эти факторы в сочетании с замедлением темпов роста ВВП и недавней девальвацией валюты несколько усложняют вход международных ретейлеров на местный рынок, но тем не менее наша страна достаточно привлекательна для экспансии.

Основными центрами розничной торговли в Казахстане являются крупные города. Так, наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-октябре 2014 года составляли Алматы (27,5%), Астана (10,4%) и Карагандинская область (9,6%).

К примеру, в Алматы площадь, занимаемая торговыми центрами в прошлом году, увеличилась на 26% – до 670 тыс. квадратов, по сравнению с 2010 годом. Последние годы в нашей стране наблюдается сокращение доли рынков, однако современных форматов торговли все еще недостаточно. Запуск новых ТРЦ Dostyk Plaza и Mega Park свидетельствует о том, что этот сегмент рынка торговой недвижимости Алматы пока не заполнен.

Активно развивается и сегмент интернет-торговли. Казахстанские покупатели стремятся все больше покупать онлайн, а для некоторых компаний продажа своих услуг через интернет стала наиболее предпочтительным способом развития бизнеса. Для начинающего бизнеса выход на просторы интернет-ретейла – это реальная возможность сократить расходы на организацию традиционных методов продаж. Для крупных компаний – дополнительный способ расширения и укрепления бизнеса. Часто некоторые онлайн-магазины выступают в качестве витрины для офлайн-магазинов, тем самым способствуя привлечению дополнительного притока клиентской базы и мониторингу потребительского спроса.

По прогнозам Константина Горожанкина, президента Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ), в 2015 году рынок e-commerce в республике может достичь 4% от всего рынка ретейла в стране. Для сравнения: по оценкам консалтингового агентства J'son&Partners за 2013 год, российский рынок электронной коммерции оценивался в $15 млрд (2% доли в ретейле), украинский – в $2,2 млрд (2%), e-commerce в Беларуси оценивается в $350 млн (1,2%). На казахстанский рынок приходится чуть больше 0,7% от общей доли в ретейле.

«Процент e-commerce в общем объеме розничных продаж составляет чуть меньше 1%. Рынок интернет-торговли в Казахстане развивается достаточно стремительно. Мы ожидаем, что в ближайшие 2-3 года скорость роста всего рынка будет порядка 50-60%. При этом ведущие игроки растут быстрее рынка. Так, оборот в интернет-магазине Chocomart.kz за последний год вырос более чем в 3 раза. В отдельных случаях интернет-продавцы генерируют уже гораздо больше продаж, чем офлайн-точки», – говорит директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов.

Еще одним флагманом интернет-торговли в Казахстане стал онлайн-ретейлер одежды и обуви Lamoda. По словам генерального директора Lamoda.kz Даниила Баркалова, в целом по итогам 2014 года компания в Казахстане выросла более чем в 2 раза по сравнению с 2013 годом и планирует сохранить такой темп роста.

Пользователи начинают все больше использовать гаджеты и интернет во всех сферах жизни. Розничным компаниям придется предложить бесплатное подключение к Wi-Fi в своих магазинах и удобный для использования на мобильных устройствах интерфейс своих веб-сайтов, оптимизированный для различных типов персональных устройств. Об этом говорится в отчете «На пути инноваций» (Embracing Innovation), подготовленном компанией «Делойт Туш Томацу Лимитед» (ДТТЛ) в рамках исследования мирового сектора розничной торговли в 2015 году совместно с группой STORES Media.

Конфиденциальность и безопасность приобретут такое же значение, как доверие и прозрачность, а степень защиты клиентской информации будет иметь первостепенное значение для удержания клиентов.

Скорость по-прежнему останется важной тенденцией сектора розничной торговли. А именно: «быстрая мода» (доставка последних коллекций с подиумом в магазины в кратчайшие сроки); выпуск лимитированной продукции и горящие распродажи будут способствовать осуществлению быстрых покупок; появление учреждений для быстрой доставки продукции и услуг на рынок и создания ажиотажа; а также возникновение пунктов самообслуживания во избежание очередей. Согласно прогнозам, в 2015 году розничная торговля будет еще оперативней исполнять пожелания потребителей. Представители поколения 2000-х будут способствовать этому, так как это поколение превалирует и характеризуется высокой покупательской способностью и влиянием. Они отдают предпочтение быстрому реагированию и немедленному удовлетворению своих желаний.

Однако за ростом и новыми трендами в розничной торговле, к сожалению, не всегда поспевает сервис. А без необходимого уровня сервиса даже лучшие техники продаж и инновации становятся бесполезными, рассчитывать на увеличение объемов продаж и роста бизнеса не приходится. Для получения обратной связи, которую необходимо иметь каждому владельцу бизнеса для понимания уровня удовлетворенности клиентов, компании часто используют SMS-каналы. Это достаточно эффективный и доступный всем канал коммуникации. В ретейле он работает по уже многим известной схеме: после осуществления звонка в Call-центр для консультации или заказа товара абонентам приходит SMS c просьбой оценить качество обслуживания или доставку товара. Данные этого опроса помогают ретейлерам отслеживать эффективность работы операторов и служб доставки. При этом SMS-feedback позволяет охватить 100% позвонивших, тогда как опрос фокус-групп, который является лишь выборочной проверкой, дает лишь представление о тренде. Этот метод помогает ретейлерам оперативно решать проблемы, возникающие в сервисе и обслуживании. А они, как известно, являются одними из основных факторов при выборе клиентом торговой сети.

Еще одной возможностью улучшить сервис становится короткий в отличие от городского номер или номер с префиксом 8-800. Он будет особенно актуален для интернет-магазинов. Эта услуга предоставляет абонентам возможность бесплатного звонка на короткий и легко запоминающийся номер. Согласно статистике, подключение короткого номера по истечении 3 месяцев работы может увеличить поток звонков на 60%. «Мы можем доказать эффективность этой услуги, показать, как, внедрив короткий номер в свои бизнес-процессы, вы начнете экономить деньги. Это не просто удобно и красиво, 9 из 10 клиентов звонят именно на короткие номера в любой сервисной индустрии», – рассказывает Ольга Цой, директор департамента развития бизнес-рынка АО «Кселл».

Сегодня розничная торговля предполагает уже не только реализацию продукта, но и предложение нового опыта. Розничные компании ищут инновационные способы повышения качества обслуживания клиентов посредством проведения рекламных кампаний в социальных сетях, на фестивалях, модных показах и в интерактивных дисплеях. Все больше розничных компаний будут применять инновационные методы, осваивать новые технологии и творчески их использовать.

Одной из новых технологий становятся клубы клиентов или покупателей, лояльных бренду. В рамках премирования члены клуба могут получать дополнительные скидки у партнеров или, например, мобильные бонусы у сотовых операторов. «Это могут быть минуты разговоров, SMS или интернет-пакеты. Мобильные бонусы просты, понятны и всегда актуальны для клиентов. А партнер клуба в свою очередь получает возможность дополнительной рекламной площадки для членов Клуба 7.0.1.», – отмечает Ольга Цой.

Например, в «Кселл» уже действует такой клуб лояльности «7.0.1.», в него могут вступить партнеры мобильного оператора.

Кроме этого, оператор может делать рассылку о специальных акциях и скидках. В «Кселл» подчеркивают, что делают это только в том случае, если сама ретейл-компания предоставляет базу абонентов. Такие базы формируются, например, из данных заполненных анкет, в которых покупатели дают согласие на получение информации, то есть рассылка делается с согласия абонентов, оператор лишь помогает делать это массово на регулярной основе.

«Отрасль розничной торговли ждут большие перемены. Ввиду растущих потребностей клиентов розничная торговля будет продолжать подвергаться существенным преобразованиям и инновациям, которые будут ощущаться по всей отрасли. Для успешной работы в данных условиях розничным компаниям придется научиться оперативно реагировать на угрозы и новые возможности для обеспечения быстрого внедрения своих инноваций. Для этого понадобятся стратегия, возможности и конкретные инициативы, учитывающие выводы, сделанные на основе рыночных данных», – говорит Вики Энг, руководитель международной группы по работе с предприятиями розничного сектора ДТТЛ.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.