Телекоммуникационный рынок Казахстана по итогам прошлого года вырос на 6%. Его объем, согласно данным iKS-Consulting, в денежном выражении составил 6,3 млрд тенге. Это один из самых низких показателей за последние годы.
Почему рынок замедлился?
«Причины замедления роста рынка телекоммуникаций в 2014 году обусловлены снижением стоимости услуг мобильных операторов, переходом от голоса к передаче данных и высоким уровнем проникновения сотовой связи в стране. Рост рынка в Казахстане и в мире показывает замедление уже несколько лет, и это объективный процесс», – говорит Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям «Beeline Казахстан».
Еще более пессимистичной считает ситуацию Александр Галиев, аналитик и главный редактор «Computerworld Казахстан». Согласно его расчетам, в ушедшем году рынок телекома вырос всего на 2,8%. Главной причиной вялой динамики в 2014 году он считает мобильную связь. «Дальнейшее проникновение интернет-мессенджеров и скайп-подобных сервисов в среду пользователей мобильной связи напрямую влияет на доходность операторов, так как в этом случае голосовой и SMS-трафик минует традиционный билинг операторов. Учитывая, что в карте доходов операторов голос пока еще доминирует, это тревожная ситуация для их доходов. Второе – конкуренция. Мы видим, что цены на голосовую связь в Казахстане достигли исторических минимумов. Ситуацию усугубляет тот факт, что уровень проникновения мобильной связи, который по моим оценкам приближается к 200%, достиг своего предела, то есть реального роста абонентской базы не происходит – только перераспределение среди групп абонентов – этакое «броуновское движение». Наконец, снижение цен на интерконнект, который, и это не секрет, для некоторых операторов – существенный источник доходов. Это только то, что лежит на поверхности. Глобально же мобильная связь находится на этапе мощнейшей трансформации», – говорит он.
Однако Пиетари Кивикко, председатель правления «Tele2 Казахстан», считает, что рост рынка был немногим больше, чем 2,8%, так как по результатам 3 квартала 2014 года он уже был больше 4%. «В любом случае мы узнаем окончательную цифру, как только все операторы опубликуют свои финансовые результаты. Но темпы роста по сравнению с тем, что было несколько лет назад, действительно замедлились. Одной из причин является то, что рынок становится более зрелым, проникновение выше 100% было уже несколько лет назад. Другая причина – это возросшая конкуренция в основном благодаря тому, что Tele2 повлиял на снижение цен», – отмечает он.
Обратная сторона массовой интернетизации
Прошлый год интересен тем, что впервые за всю историю рынка доходы от голосовых услуг в мобильных сетях показали отрицательную динамику. По данным iKS-Consulting, они ушли в минус на 2% по итогам года. На фоне этого особенно убедительно выглядит рост доходов от мобильной передачи данных – почти 50% по сравнению с предыдущим годом. Именно этот фактор обеспечил рост всему рынку сотовой связи.
Основным фактором роста доходов от мобильного интернета стал рост числа абонентов, использующих для передачи данных смартфоны, в 2014 году их количество превысило 4,5 млн, увеличившись более чем в два раза по сравнению с 2013 годом. Существенное влияние на рынок оказало развитие в Казахстане сети LTE (ALTEL), ориентированной на наиболее требовательных к скорости мобильной передачи данных пользователей.
«Активное развитие рынка передачи данных привело к тому, что в 2014 году казахстанские операторы столкнулись с обратной стороной массовой интернетизации, выразившейся в гигантской разнице между скоростью роста объема сетевого трафика и скоростью роста доходов. Так, по итогам трех кварталов «Кселл» зафиксировал рост трафика на 101,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, Tele2 и Beeline сообщали о схожей динамике. При этом доходы операторов от услуг мобильного интернета в 2014 году выросли в среднем на треть по сравнению с предыдущим годом», – отмечает Светлана Черненко, глава представительства iKS-Consulting в Казахстане.
Исключение составил ALTEL, доходы которого от передачи данных в сети LTE увеличились в несколько раз по сравнению с предыдущим годом, что связано с эффектом старта. Очевидно, что наращивание сетевых возможностей и, как следствие, рост издержек операторов, увеличение производительности абонентских устройств, рост качественного медиаконтента будут все больше увеличивать разрыв между объемом трафика и доходностью услуг передачи данных.
«Мы видели огромный рост пользования мобильным интернетом в течение последних нескольких лет. Однако, как рост пользования, так и рост пользователей не привели к соответствующему росту доходов. Произошло существенное снижение тарифов на мобильную передачу данных», – говорит Пиетари Кивикко.
Сигналы на будущее
Но в том, что будущее телекома именно за передачей данных вряд ли уже кто-нибудь сомневается. В ближайшие годы операторы будут стремиться к максимальному охвату рынка услугами интернет-доступа и привлечению абонентов из числа потребительских сегментов, которые еще несколько лет назад оценивались как малопривлекательные. Однако это скорее не долгосрочная стратегия, а задача на 1-2 года. «Вглядываясь же в перспективу, важно распознать сигналы, посылаемые рынком уже сейчас. Сражаясь друг с другом за инфраструктурное превосходство и технологическое лидерство, разворачивая сети новых поколений, операторы создают все более комфортные условия для успешной деятельности внешних конкурентов – поставщиков ОТТ-сервисов (Over-the-Top – доставка видеосигнала на мобильный телефон пользователя по интернету без прямого контакта с оператором связи – прим. ред.). Чем качественнее становятся услуги интернет-доступа, тем больше фильмов в HD можно посмотреть на YouTube, тем больше передается медиафайлов в WhatsApp, тем ближе к привычному качество звонков через Viber или Skype. С позиции потребителей эта ситуация близка к идеальной. Для операторского бизнеса же это серьезная угроза и замкнутый круг», – считает Светлана Черненко. Операторы инвестируют в сети, чтобы не проиграть прямым конкурентам по качеству, а ОТТ-сервисы становятся все более востребованными, генерируя трафик, но не обеспечивая дохода операторам связи. Очевидно, что попытки запрета данных сервисов – занятие бесперспективное. По мнению Светланы Черненко, необходимо искать новые экономические модели, которые учитывают снижение маржинальности операторских услуг под воздействием ОТТ-сервисов и производимого ими трафика как данность, модели, оптимизирующие затраты операторов
В iKS-Consulting полагают, что в сложившихся условиях необходимо кардинально пересматривать подходы к межоператорскому взаимодействию, переходя от конкурентных стратегий к партнерским. Объединение усилий позволит эффективней противостоять внешней конкуренции. Это касается как развития инфраструктуры, так и продуктов.