USD
489.36₸
+1.250
EUR
533.45₸
+3.360
RUB
4.99₸
-0.020
BRENT
75.44$
-0.090
BTC
68859.60$
+809.800

Рынок телекома замедлил рост

Операторам надо искать новые экономические модели

Share
Share
Share
Tweet
Share
Рынок телекома замедлил рост- Kapital.kz

Телекоммуникационный рынок Казахстана по итогам прошлого года вырос на 6%. Его объем, согласно данным iKS-Consulting, в денежном выражении составил 6,3 млрд тенге. Это один из самых низких показателей за последние годы.

Почему рынок замедлился?

«Причины замедления роста рынка телекоммуникаций в 2014 году обусловлены снижением стоимости услуг мобильных операторов, переходом от голоса к передаче данных и высоким уровнем проникновения сотовой связи в стране. Рост рынка в Казахстане и в мире показывает замедление уже несколько лет, и это объективный процесс», – говорит Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям «Beeline Казахстан».

Еще более пессимистичной считает ситуацию Александр Галиев, аналитик и главный редактор «Computerworld Казахстан». Согласно его расчетам, в ушедшем году рынок телекома вырос всего на 2,8%. Главной причиной вялой динамики в 2014 году он считает мобильную связь. «Дальнейшее проникновение интернет-мессенджеров и скайп-подобных сервисов в среду пользователей мобильной связи напрямую влияет на доходность операторов, так как в этом случае голосовой и SMS-трафик минует традиционный билинг операторов. Учитывая, что в карте доходов операторов голос пока еще доминирует, это тревожная ситуация для их доходов. Второе – конкуренция. Мы видим, что цены на голосовую связь в Казахстане достигли исторических минимумов. Ситуацию усугубляет тот факт, что уровень проникновения мобильной связи, который по моим оценкам приближается к 200%, достиг своего предела, то есть реального роста абонентской базы не происходит – только перераспределение среди групп абонентов – этакое «броуновское движение». Наконец, снижение цен на интерконнект, который, и это не секрет, для некоторых операторов – существенный источник доходов. Это только то, что лежит на поверхности. Глобально же мобильная связь находится на этапе мощнейшей трансформации», – говорит он.

Однако Пиетари Кивикко, председатель правления «Tele2 Казахстан», считает, что рост рынка был немногим больше, чем 2,8%, так как по результатам 3 квартала 2014 года он уже был больше 4%. «В любом случае мы узнаем окончательную цифру, как только все операторы опубликуют свои финансовые результаты. Но темпы роста по сравнению с тем, что было несколько лет назад, действительно замедлились. Одной из причин является то, что рынок становится более зрелым, проникновение выше 100% было уже несколько лет назад. Другая причина – это возросшая конкуренция в основном благодаря тому, что Tele2 повлиял на снижение цен», – отмечает он.

Обратная сторона массовой интернетизации

Прошлый год интересен тем, что впервые за всю историю рынка доходы от голосовых услуг в мобильных сетях показали отрицательную динамику. По данным iKS-Consulting, они ушли в минус на 2% по итогам года. На фоне этого особенно убедительно выглядит рост доходов от мобильной передачи данных – почти 50% по сравнению с предыдущим годом. Именно этот фактор обеспечил рост всему рынку сотовой связи.

Основным фактором роста доходов от мобильного интернета стал рост числа абонентов, использующих для передачи данных смартфоны, в 2014 году их количество превысило 4,5 млн, увеличившись более чем в два раза по сравнению с 2013 годом. Существенное влияние на рынок оказало развитие в Казахстане сети LTE (ALTEL), ориентированной на наиболее требовательных к скорости мобильной передачи данных пользователей.

«Активное развитие рынка передачи данных привело к тому, что в 2014 году казахстанские операторы столкнулись с обратной стороной массовой интернетизации, выразившейся в гигантской разнице между скоростью роста объема сетевого трафика и скоростью роста доходов. Так, по итогам трех кварталов «Кселл» зафиксировал рост трафика на 101,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, Tele2 и Beeline сообщали о схожей динамике. При этом доходы операторов от услуг мобильного интернета в 2014 году выросли в среднем на треть по сравнению с предыдущим годом», – отмечает Светлана Черненко, глава представительства iKS-Consulting в Казахстане.

Исключение составил ALTEL, доходы которого от передачи данных в сети LTE увеличились в несколько раз по сравнению с предыдущим годом, что связано с эффектом старта. Очевидно, что наращивание сетевых возможностей и, как следствие, рост издержек операторов, увеличение производительности абонентских устройств, рост качественного медиаконтента будут все больше увеличивать разрыв между объемом трафика и доходностью услуг передачи данных.

«Мы видели огромный рост пользования мобильным интернетом в течение последних нескольких лет. Однако, как рост пользования, так и рост пользователей не привели к соответствующему росту доходов. Произошло существенное снижение тарифов на мобильную передачу данных», – говорит Пиетари Кивикко.

Сигналы на будущее

Но в том, что будущее телекома именно за передачей данных вряд ли уже кто-нибудь сомневается. В ближайшие годы операторы будут стремиться к максимальному охвату рынка услугами интернет-доступа и привлечению абонентов из числа потребительских сегментов, которые еще несколько лет назад оценивались как малопривлекательные. Однако это скорее не долгосрочная стратегия, а задача на 1-2 года. «Вглядываясь же в перспективу, важно распознать сигналы, посылаемые рынком уже сейчас. Сражаясь друг с другом за инфраструктурное превосходство и технологическое лидерство, разворачивая сети новых поколений, операторы создают все более комфортные условия для успешной деятельности внешних конкурентов – поставщиков ОТТ-сервисов (Over-the-Top – доставка видеосигнала на мобильный телефон пользователя по интернету без прямого контакта с оператором связи – прим. ред.). Чем качественнее становятся услуги интернет-доступа, тем больше фильмов в HD можно посмотреть на YouTube, тем больше передается медиафайлов в WhatsApp, тем ближе к привычному качество звонков через Viber или Skype. С позиции потребителей эта ситуация близка к идеальной. Для операторского бизнеса же это серьезная угроза и замкнутый круг», – считает Светлана Черненко. Операторы инвестируют в сети, чтобы не проиграть прямым конкурентам по качеству, а ОТТ-сервисы становятся все более востребованными, генерируя трафик, но не обеспечивая дохода операторам связи. Очевидно, что попытки запрета данных сервисов – занятие бесперспективное. По мнению Светланы Черненко, необходимо искать новые экономические модели, которые учитывают снижение маржинальности операторских услуг под воздействием ОТТ-сервисов и производимого ими трафика как данность, модели, оптимизирующие затраты операторов

В iKS-Consulting полагают, что в сложившихся условиях необходимо кардинально пересматривать подходы к межоператорскому взаимодействию, переходя от конкурентных стратегий к партнерским. Объединение усилий позволит эффективней противостоять внешней конкуренции. Это касается как развития инфраструктуры, так и продуктов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.