Начало этого года для казахстанских мобильных операторов обещает быть жарким. Сразу несколько значительных событий могут повлиять на расклад сил на рынке. Так, под самый занавес года стало известно о том, что казахстанские операторы связи наконец получили разрешение на предоставление услуги 4G. Полученная компанией «Алтел» фора отыграна, и теперь все операторы смогут расширить свои портфели предложениями с тарифными планами в стандарте 4G. Кроме этого, уже с начала этого года у абонентов появилась возможность менять оператора с полным сохранением номера. Хотя, по предварительным оценкам, эта услуга не повлечет за собой значительного перетока абонентов.
Еще одно важное событие для рынка – закрытие сделки между группой Tele2 и АО «Казахтелеком» с «дочкой» «Алтел» по объединению мобильных бизнес-проектов в Казахстане. Новый оператор рассчитывает получить до 20% общего рынка, численность абонентов составит около 5,6 млн человек. Прокомментировать эти события «Капитал.kz» попросил Пиетари Кивикко, главу нового объединенного оператора.
- Какие события ушедшего года вы считаете самыми значимыми для вашей компании и рынка телекоммуникаций в целом?
- Начну с того, что Tele2 Казахстан в прошлом году добился значительного увеличения абонентской базы. В большей степени это произошло в первом и во втором квартале, в третьем этот рост был ниже.
В целом по рынку за последний год произошло значительное снижение тарифов для конечных пользователей, в третьем квартале была интенсифицирована конкуренция. Этот тренд продолжился и в четвертом квартале, и, наверное, это одна из основных вещей, которая произошла в 2015 году.
Еще один тренд – громадный рост объемов передачи мобильных данных. Когда мы отчитывались по результатам третьего квартала, отметили, что объем передачи данных по сравнению с предыдущим годом в нашей сети вырос более чем на 200%.
Рост приходит как от новых пользователей, абонентов, которые приобретают свои первые смартфоны и начинают пользоваться мобильным интернетом, так и от существующих абонентов, которые начинают использовать интернет в гораздо больших объемах, чем использовали полгода или год назад.
Кроме этого, мы видим и другие факторы. Это так называемые OTT-приложения, которые работают на существующей сети оператора, такие как Skype, Viber, WhatsApp. Они позволяют абонентам совершать звонки условно бесплатно, заплатив только за передачу данных, за доступ к мобильному интернету.
Все это влияет на рост передачи мобильных данных.
- А какая доля обладателей смартфонов сейчас в вашей абонентской базе?
- Сейчас свыше 40%. Ежемесячно мы видим рост количества таких абонентов в нашей сети. Ведь сейчас люди видят, что розничные цены на смартфоны значительно снизились, и, приняв решение обновить свой мобильный телефон, переходят на смартфоны, соответственно, это положительно сказывается на динамике.
- Какую часть в общем портфеле доходов компании на сегодняшний день составляет передача данных?
- На этот вопрос становится все тяжелее отвечать. Сейчас значительная доля абонентов уже не покупает голосовые услуги отдельно, а передачу данных отдельно, как правило, это идет одним общим пакетом. Такие подсчеты становятся все больше академическим упражнением в бухгалтерском учете – попытаться разделить общий финансовый поток и какую-то долю дохода отнести к голосовым услугам, а какую-то - к передаче данных. На данный момент можно с уверенностью сказать, что большинство наших абонентов покупают услуги данных и голоса совместно, одним общим пакетом. И эта тенденция будет продолжаться.
Люди сами определяют для себя, какой уровень доступа им необходим, какой объем передачи данных и голосового трафика им нужен. Так происходит во всем мире уже давно. По моему мнению, замедлила приход этого тренда в Казахстан ставка интерконнекта.
- Но она же влияет только на стоимость голосовых услуг?
- Да, но я имею в виду популярность именно пакетных предложений, куда входит определенное количество гигабайт интернета и количество минут для голосовых вызовов, которые со временем приближаются к безлимиту. Скоро люди совсем перестанут обращать внимание на то, кому из операторов они звонят – внутри собственной сети или за ее пределы. Абоненты вообще не должны об этом беспокоиться.
- Интересно, почему среди самых значимых событий ушедшего года вы не назвали сделку, заключенную между Tele2 и Алтел?
- Это отдельная тема. Мы заявили о достижении соглашения о создании совместного предприятия и надеемся, что сделка будет закрыта в первом квартале следующего года. Существует прочная, четкая отраслевая логика – почему это делается. Казахстан – это страна с огромной территорией и все еще относительно небольшим в количественном выражении населением. Строить и поддерживать инфраструктуру в такой большой стране и делать это дважды требует больших инвестиционных операционных затрат, поэтому логично построить одну общую сеть, которая будет гораздо лучше, чем две отдельных.
- А почему тогда не рассматривался вопрос о возможности внедрения в нашей стране технологии Network Sharing, предполагающей совместное использование оборудования сетей несколькими операторами?
- Tele2 на этом рынке чуть более пяти лет в общей сложности и чуть меньше с брендом Tele2 Казахстан. Пока особого энтузиазма со стороны наших коллег по рынку по поводу этой инициативы не было.
- А с вашей стороны были такие предложения?
- Да, мы выходили с такими инициативами. Network Sharing может начинаться с небольших вещей, а потом со временем масштабы могут разрастаться до полномасштабной идеи.
- То есть вы не исключаете, что такая идея, как Network Sharing, в нашей стране все-таки будет воплощена в жизнь?
- Мы всегда открыты хорошим, рациональным идеям. В долгосрочной перспективе любой игрок в этой отрасли будет искать и оценивать различные альтернативы, в том числе и такие. Швеция – хороший пример этого. Там 4 оператора, но все они в том или ином виде участвуют в договоренностях по Network Sharing. К примеру, в Италии прошлым летом операторы номер три и четыре заявили об объединении своих усилий. Когда видишь примеры таких стран, где гораздо лучше условия, выше ВВП, сравниваешь и начинаешь понимать, что с экономической точки зрения в Казахстане имеет смысл такое делать, концентрировать и объединять усилия.
Tele2 в Казахстане вообще был в какой-то степени исключением в общей группе компаний, потому что здесь у нас только один бренд. В других странах у нас обычно два разных бренда.
В результате сделки у нас будет гораздо более мощная конкуренция, более сильная сеть и лучший продукт на рынке. Это дает реальную возможность бросить вызов и больше не быть третьим оператором.
- Как будет проходить процесс создания совместного оператора?
- В ноябре было подписано соглашение, сейчас мы находимся в процессе получения необходимых согласований в соответствующих государственных органах. Некоторые из них уже получили. Мы ожидаем, что все закончится уже в начале первого квартала этого года. Сейчас мы думаем над тем, как решать возможные операционные сложности, которые могут возникнуть в текущей деятельности, как это будет дальше построено.
- Как изменится расклад сил на рынке в целом после этого объединения?
- Появится гораздо более сильный третий оператор, который готов бросить вызов и которого отделяет не такое большое расстояние до второго места.
- По моим субъективным ощущениям, маркетинговые стратегии присутствия на рынке Алтел и Tele2 совершенно разные. Как вы будете выстраивать дальнейшую политику в этом направлении? Два бренда так и останутся разными по своей философии?
- Два бренда останутся, и они будут разными.
- И у вас будут две разные рекламные и маркетинговые кампании?
- Ничто не остается неизменным. У Tele2 есть свое продуктовое портфолио и сервисная стратегия, есть нацеленность на свои сегменты, с которыми мы работаем. У Алтела будет другое предложение – для своего сегмента. Это останется неизменным в нашей дальнейшей политике коммуницирования со своей аудиторией, в рекламе и маркетинге, потому что у нас разные сегменты, разные группы абонентов требуют разного подхода, разных мессенджей.
- Для ваших акционеров в чем основной профит этой сделки?
- Очевидно, что за счет объединения мы сможем достичь экономии в текущих операционных издержках, расходах, сэкономленных на инвестициях.
- А для абонентов основным преимуществом будет возможность пользоваться услугами в стандарте 4G раньше остальных двух операторов?
- В конце года было объявлено о том, что скоро технология 4G будет доступна для всех операторов. Как только у нас будут подробности, как и когда это станет возможным, мы сообщим рынку. Услуги 4G будут предоставляться как в рамках текущего портфеля Tele2, так и Алтел.
- То есть у вас 4G не появится раньше, чем у остальных двух операторов?
- Я хочу подчеркнуть, что наши абоненты получат доступ к национальному покрытию 4G по всему Казахстану, потому что конкуренты могут запускать 4G только в каких-то конкретных городах и местностях. Наша сеть 4G, объединив сети Tele2 и Алтел, будет очень конкурентной. Не знаю, могу ли я использовать слово "лучшая", чтобы не нарваться на очередной судебный иск, но она будет очень конкурентная.
- Ваша маркетинговая активность пошла на спад, придумываете что-то новенькое?
- Посмотрим, мы всегда импровизируем, это не регулярные акции, которые появляются по графику. В этом и интерес. Но подход свой мы не изменим – это точно.
- Еще одно событие, которое ваша компания активно лоббировала, – это внедрение MNP. Будут ли значительные перетоки абонентов от оператора к оператору, по вашему мнению?
- Мы ожидали, что переносимость номеров появится уже в прошлом году, наконец-то это становится возможным с 1 января этого года. Это даст шанс людям, которые держались за свой номер, сменить оператора. Проводились рыночные исследования о том, насколько люди осведомлены об этой услуге и насколько высока доля абонентов, которые готовы сменить оператора. Есть разные результаты этих исследований, в общем, существенное количество людей ждут этой услуги и готовы к ней. И есть люди, которые еще не знают, как это будет работать, не разбираются в деталях. Значительное количество наших абонентов уже имеют комплексные пакеты, для многих отмена «мобильного рабства» не является значительным вопросом. Я надеюсь, что сработает эффект сарафанного радио. Наши люди имели шанс подготовиться к внедрению MNP, оставив на специально созданном сайте онлайн-заявку на перенос номера.
- Вы принципиально не будете информировать своих абонентов о том, на номер какого оператора они звонят?
- Посмотрим, наша корпоративная ценность в том, чтобы быть гибкими.