Публикация Нацбанком в канун минувших выходных свежих данных о состоянии его международных резервов и активов Национального фонда Казахстана преподнесла новогодний информационный сюрприз.
Вопреки многочисленным негативным прогнозам, основанным на снижении мировых нефтяных цен и падении обменного курса рубля, которые, по идее, должны были вызвать ажиотаж на валютном рынке и соответствующее давление на золотовалютные резервы Нацбанка, последний показатель продолжил свой рост и в декабре. Как видно из приведенных в таблице 1 данных, за декабрь объем чистых ЗВР центрального банка увеличился еще на 0,33% –до $27 млрд 967 млн (с начала прошлого года – на 15,71%).
Между тем в 2013 году, когда цены на нефть были гораздо выше, а ситуация в России и вокруг нее намного стабильнее, чистые ЗВР Нацбанка сократились на 12,86% – до $24 млрд 170 млн. В прошлом же году этот показатель уменьшился только в январе, а после проведенной в феврале девальвации (или корректировки обменного курса, как предпочитают говорить в Нацбанке) начался его рост. Этот позитивный процесс прервался в мае и июне, когда чистые ЗВР сократились, соответственно, на 3,07% и 4,06% по сравнению с предыдущим месяцем. Тем не менее и эти потери не смогли изменить положительную динамику ЗВР при сравнении их объема с началом года. В самом Нацбанке традиционно указывают в регламентных пресс-релизах, что операции по пополнению активов Национального фонда, обслуживанию внешнего долга правительства, а также снижение остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Нацбанке были нейтрализованы поступлением валюты на счета правительства и операциями на внутреннем валютном рынке.
На роли валютно-процентных свопов, посредством которых Нацбанк в прошлом году начал предоставлять банкам второго уровня тенговую ликвидность в обмен на инвалюту, в пресс-релизах внимание не акцентируется. Между тем аналитики указывают на весьма значительные объемы этих операций, которые, по всей видимости, позволяют Нацбанку наращивать свои ЗВР, расходуя их часть по мере необходимости для интервенций на рынке. Так, в одном из последних экспресс-обзоров аналитиков HalykFinance отмечалось, что 8 января торговый объем на рынке валютных свопов поднялся до исторического максимума в $2,5 млрд. Значительным был и объем сдерживающих продаж инвалюты против рынка – $100 млн, или 53% от общего объема утренней сессии 8 января, и $210 млн (65%) на аналогичной сессии 9 января.
Другой сюрприз в виде очередного снижения активов Национального фонда был скорее запланированным, так как это негативное явление прогнозировалось по мере быстрого падения цен на нефть. К тому же, как известно, по поручению главы государства из этого фонда были выделены значительные средства на господдержку экономики. В итоге получилось, что после снижения активов Национального фонда в сентябре на 1,35% по сравнению с августом они уменьшились еще и в ноябре на 0,10%, а потом и в декабре, причем в большей степени – на 4,17% – до $73 млрд 562 млн. Тем не менее по сравнению с началом прошлого года и по этому показателю удалось сохранить положительный прирост в 3,91%.
В любом случае такая динамика выглядит безусловным позитивом на фоне значительного снижения международных резервов России – ключевого партнера Казахстана по Евразийскому экономическому союзу, который начал действовать с первого дня наступившего года. По данным «Банка России» (Центробанка), международные резервы этой страны сократились с $509 млрд 595 млн на начало прошлого года до $388,5 млрд по состоянию на 26 декабря, то есть почти на четверть (23,8%).
Отметим также, что обвал российского рубля и цен на товары в соседней стране в пересчете на тенговый и долларовый эквиваленты, вызвавший вполне естественный бум у казахстанцев по ажиотажному шопингу в приграничных регионах России, заметно изменил ситуацию на внутреннем валютном рынке Казахстана. Хотя по объему оборотов здесь по-прежнему лидирует американская валюта, из данных Нацбанка, приведенных в таблице 2, видно, что после пикового всплеска покупки ее населением в октябре до месячного максимума прошлого года в $2 млрд 680 млн затем произошло снижение в ноябре на 25,9%. Кстати, заодно сократилась и скупка единой европейской валюты – на 24,6% – до 144 млн евро.
Зато по российскому рублю в ноябре произошел подъем почти в полтора раза (45%) – до 16 млрд 293 млн. Таким образом, рубль обошел евро по объему покупки населением и заодно оттянул на себя часть спроса на американскую и единую европейскую валюту, что в условиях ЕАЭС повышает его шансы на постепенное превращение в одну из основных резервных валют этого нового образования.