Драматические события в финансовой сфере России, произошедшие за последнее время, наряду с быстрым падением мировых цен на нефть выдвинули на первый план самые тревожные оценки и прогнозы не только для экономики соседней страны, но и для Казахстана.
Однако президент нашей страны уверен, что у казахстанцев нет оснований для беспокойства из-за ситуации с рублем в России. «В условиях Казахстана мы живем на тенге, хлеб покупаем за тенге, ездим за тенге, одеваемся за тенге. Чего волноваться? Внутреннюю стабильность мы обеспечим, социальные все выплаты будут обеспечены», – заявил Нурсултан Назарбаев на встрече с представителями СМИ.
По словам президента, у Казахстана есть план даже на случай падения цен на нефть до $40 за баррель. «Пусть население Казахстана не волнуется. У нас есть план на $70 нефти, на $60, на $50, на $40. И этот план лежит у меня под сукном, как говорится. Почему смело я могу это сказать? У нас есть резервы для этого, на такой «черный день», который может поддержать население, не ухудшать их жизнь. То есть пусть будут спокойны», – отметил глава государства.
Остаются относительно оптимистичными даже с учетом самых худших вариантов развития событий и прогнозы авторитетных международных финансовых организаций по нашей экономике на ближайшие годы. Так, в заключительном заявлении миссии МВФ, опубликованном в начале декабря, экономический рост Казахстана в 2015-2016 годах прогнозируется в 4,5-5,5% – и это при предположении о том, что мировые цены на нефть будут оставаться низкими, как и показатели динамики мировой экономики, а введение в эксплуатацию нефтяного месторождения Кашаган состоится не скоро.
В этот период нашему государству придется увеличить объем бюджетной поддержки, предоставляемой из средств Национального фонда и многосторонних банков развития (МБР), до 7% от ВВП. Такая поддержка позволит, как указывается в заявлении, увеличить потенциал экономики за счет модернизации объектов инфраструктуры, стимулирования развития частного сектора и активизации финансового сектора. Последнее направление в свою очередь требует от Нацбанка совершенствования основ его денежно-кредитной политики и операционной деятельности. Среди главных задач – принятие основ таргетирования инфляции, в том числе и введение новой ключевой ставки Нацбанка с переходом к более значительным колебаниям обменного курса в рамках установленного коридора с расширением его границ.
Властям Казахстана, как полагают в МВФ, также предстоит улучшать деловой климат, создавать новые рабочие места, наращивать человеческий капитал и укреплять институты, сокращая параллельно вмешательство государства в экономику. А начало деятельности Евразийского экономического союза, членом которого является Казахстан, напоминают в МВФ, совпадает по времени с завершением процесса вступления нашей страны в ВТО и расширением ее сотрудничества с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Официальный прогноз правительства Казахстана предусматривает увеличение ВВП в следующем году на 4,8% вместо прежних 5%, в 2016-2019 годах экономический рост ускорится до 5,3%-6,7%. Эксперты агентства FitchRatings настроены не столь оптимистично, но и в их прогнозах динамика реального ВВП Казахстана в 2014-2016 годах даже с учетом ее замедления остается относительно высокой – около 4% ежегодно.
Для сравнения: в МВФ прогнозируют глобальный экономический рост в следующем году в 3,8%.
В связи с резким ослаблением российского рубля и очередной волной слухов о возможной девальвации тенге напомним о заявлении еще одного высокопоставленного представителя МВФ – Юхи Кяхконена, заместителя директора департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии, презентовавшего в Алматы региональный обзор. По его мнению, Нацбанку сейчас вполне по силам управлять обменным курсом казахстанской валюты, не подвергая ее «новому стрессу». Кстати, председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов подчеркивал по этому поводу, что даже среднегодовая цена на нефть марки Brent в $60-70 за баррель не является критической для изменения политики обменного курса. Кроме того, не является сейчас прямой и корреляция тенге и рубля, присутствовавшая в предыдущие пять лет, так как российская экономика находится в ином положении по сравнению с казахстанской из-за введенных против соседней страны санкций и ее эмбарго на ввоз импортного продовольствия.
Агентство Bloomberg приводит и мнение аналитиков американского банка MorganStanley Джейкоба Нелла и Алины Слюсарчук, полагающих, что в Казахстане не только лучше финансовая ситуация, но и перспективы развития нефтяной отрасли. А поэтому и тенге должен укрепляться к российскому рублю небольшими темпами.
Судя по заявлениям вице-министра национальной экономики Мадины Абылкасымовой, вскоре может быть увеличен и максимальный объем гарантии государства по депозитам населения с нынешних 5 млн тенге. Занимается этими новогодними сюрпризами рабочая группа из представителей министерств экономического блока и Нацбанка, которая готовит комплекс мер по предотвращению негативного влияния ситуации вокруг России и в целом в мире на казахстанскую экономику.
Что касается цен на нефть, то в конце прошлой недели они приятно удивили, подорожав в пятницу, 19 декабря, сразу на 5%. Как предположили аналитики, некоторые трейдеры решили зафиксировать прибыль по коротким позициям после того, как мировые цены на нефть достигли наиболее низкого уровня с 2009 года. Иными словами, уровень в $60 за баррель вполне может оказаться тем самым «дном», отскочив от которого рынок пойдет вверх со всеми вытекающими положительными последствиями для нашей экономики.