USD 384.97₸
EUR 427.12₸
RUB 6.04₸
BRENT 63.39$ ↑ +0.620
BTC 7567.20$ ↑ +0.017
ETH 149.50$ ↑ +0.005
LTC 45.56$ ↑ +0.010
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяБизнесСобытия, тенденции и прогнозы в сфере туризма за 2014 год

События, тенденции и прогнозы в сфере туризма за 2014 год

Традиционно в конце года специалисты подводят определенные итоги

Традиционно в конце года специалисты подводят определенные итоги. Деловой еженедельник «Капитал.kz» опросил экспертов из туристической отрасли и узнал о том, какими событиями в туризме запомнился этот год, о тенденциях и прогнозах на следующий.

Для рынка туризма 2014 год оказался нелегким. Наши спикеры единодушно сходятся во мнении, что самое главное событие уходящего года – запутанный скандал вокруг известного туроператора «Гульнар Тур».

«Первое и самое громкое событие, которое было у нас в этом году, – это, конечно, банкротство крупного туроператора номер один в Казахстане «Гульнар Тур», – считает Асем Козбагарова, исполнительный директор управляющей компании Travel System.

По словам Лауры Галиевой, директора туроператора Kazunion, 2014 год был довольно сложным для рынка. Естественно, главный инцидент – это проблема с «Гульнар Тур», омрачившая весь туристический сезон.

Напомним, в разгар летнего сезона отпусков часть клиентов ТОО «ТК «Гульнар Тур» не смогла вылететь с курортов Турции домой. Компания заявила, что не имеет средств на вывоз наших соотечественников и частично обвинила в этом своих партнеров по перевозке и обслуживанию. По официальным данным, было сорвано 12 тыс. договоров. Пострадавшие клиенты требовали возместить причиненный ущерб – согласно их заявлениям, минимальная сумма, которую указали пострадавшие, – 600 тыс. тенге. Вдобавок, 3 тыс. туристов не могли вылететь обратно. Для урегулирования ситуации пришлось вмешаться государственным органам. Благодаря усилиям властей и проведенным ими переговорам удалось вернуть всех на родину – бесплатно были перевезены около 5 тыс. туристов.

В отношении руководства ТОО «ТК «Гульнар Тур» было возбуждено уголовное дело. Директор компании Али Исмаилов был объявлен в межгосударственный розыск, тысячи туристов подали на компанию заявления в соответствующие органы, а в конце августа она была лишена лицензии.

Таким образом, крупнейший туроператор Казахстана, которому доверяли десятки тысяч казахстанцев и сотни партнеров по бизнесу на протяжении более 15 лет, в одночасье превратился в недобросовестную компанию, не отвечающую по своим обязательствам. Остается только надеяться, что ситуация не будет отпущена в свободное плавание и все решится должным образом.

По мнению Асем Козбагаровой, также к событиям, серьезно повлиявшим на рынок туризма, можно отнести падение спроса на отдых. «Ощущаем падение спроса на туры в зимний период в размере 20%, связанное с корректировкой курса в целом. Что касается европейских стран, то здесь снижение связываем с визовой политикой, в частности, необходимостью снятия отпечатков пальцев для получения доступа в шенгенскую зону. Это не столько ужесточение, сколько усложнение процедуры получения визы», – говорит она. Например, жителям Алматы и Астаны проще, поскольку им не нужно никуда ехать. Людям же из других регионов Казахстана для обеспечения личного присутствия придется выезжать в обе столицы. В этом главное неудобство. На самом деле саму визу получить несложно.

Со своей стороны директор туроператора Kazunion отметила недавнюю проблему с АО «Авиакомпания Инвест Авиа», где из-за приостановки лицензии обслуживаемых ею туристов должны были вернуть домой бортами других казахстанских авиаперевозчиков.

Осенью у нас появился перевозчик «Инвест Авиа», деятельность которого была приостановлена. Причиной временной приостановки лицензии является фальсификация документов. «Размышляя о произошедшем событии, мы пришли к выводу, что до сих пор все проблемы возникают из-за отсутствия контроля в отрасли, которая никак и никем не регулируется. В нашем случае закон о туристической деятельности очень слабый. Он никакого регулирующего характера не имеет. Барьеров для входа на рынок нет. Поэтому в этом направлении мы выступили с инициативой», – говорит эксперт.

Стоит сказать о том, что наряду с вышеупомянутыми негативными новостями сфера туризма отметилась и положительными моментами, которые сопряжены с авиационной отраслью Казахстана.

«В этом году «Эйр Астана» вышла на рынок с чартерной программой. Первой ласточкой был прямой беспосадочный чартерный рейс Алматы – Барселона. Это произошло благодаря тому, что авиакомпанию выпустили из серого списка в белый лист в апреле этого года. Теперь она имеет право увеличить частоту полетов по европейским маршрутам и планировать новые авиасообщения.

Расширение списка направлений, географии полетов – для нашего туризма это большой плюс. Если говорить об авиаперевозках, то еще одно значимое событие связано с авиакомпанией SCAT, которая закупила три больших самолета нового поколения марки Boeing. Это придает ей определенный вес на рынке перевозок.

Другим значимым итогом года стало возобновление чартерных рейсов в Египет, куда из-за политической ситуации рейсы были приостановлены почти на три года. «А еще с марта 2015 года «Эйр Астана» ставит регулярные рейсы Астана – Париж», – рассказала Асем Козбагарова. Это тоже отразилось положительно на рынке.

Обращают на себя внимание и некоторые тенденции, прослеживаемые на рынке. Одной из основных, как считает исполнительный директор управляющей компании Travel System, является разворачивание деятельности на нашем рынке туристических компаний из соседней страны. «Можно говорить об экспансии российских туроператоров на рынок Казахстана. Начался своего рода передел рынка. Я думаю, от этого в чем-то потребители выиграют, поскольку каждый туроператор приносит что-то свое. И большинство клиентов при выборе турфирмы ориентируются в первую очередь на цену. Кто предлагает дешевле, тот и получает клиента», – отмечает она.

Также наблюдается тенденция к самостоятельной организации отдыха через службы онлайн-бронирования и поиска, с которой частично согласна Асем Козбагарова.

«Такая тенденция идет давно, уже не первый год, и она растет. Но я не могу сказать, что онлайн-туризмом пользуются массово. Порядка 10% людей, не более. Большинство обращается к услугам туроператоров и турагентств. Потому что многие еще боятся производить оплату через интернет, а приходя в агентство клиент непосредственно видит менеджера, заключает договор, зная, что в перспективе он может с него спросить. К тому же менеджер выступает как опытный консультант, советует, куда поехать, какой отель лучше выбрать. И это актуально особенно для тех потенциальных туристов, у которых нет времени на поиски и нужно готовое предложение», – подчеркивает она. Здесь необходимо учитывать и то, что большая часть наших людей, не менее 50%, приобретает путевки в Турцию. А это направление выгоднее покупать через туроператоров. Во-первых, за счет чартеров, намного удешевляющих поездку. Во-вторых, за счет определенных договоренностей с отелями, позволяющими давать более выгодные предложения. Поэтому, по информации Асем Козбагаровой, 70-80% людей точно пользуется услугами туристических агентств.

Учитывая нестабильность экономической и политической ситуации в мире, разумеется, сложно четко прогнозировать рынок. Согласно общим прогнозам наших специалистов, 2015 год будет проверкой на стойкость как участников рынка, так и потребителей.

«Наступающий год тоже не будет легким, потому что ожидания по корректировке тенге еще остаются. Никто точно о ней не знает, но слухи есть. Уверенности у людей нет. Если все же состоится очередная волна корректировки, то трудно представить, что станет с индустрией. На этом фоне очень сложно что-либо прогнозировать. Мы видим происходящее в соседней России и понимаем, что на нашей отрасли это тоже скажется. Ко всем экономическим и политическим событиям, переменам наша отрасль очень чувствительна. Поэтому это довольно рискованный бизнес. Учитывая нынешние тенденции и то, что к нам на рынок заходят более сильные российские игроки, можно сказать, что передел рынка в сторону уменьшения его участников неизбежен. Законы рынка здесь четко сработают», – считает исполнительный директор управляющей компании Travel System.

Касательно прогнозов высказала свое мнение и Лаура Галиева. «Мы четко пониманием, что грядут кризисные годы. Есть уже такая сложившаяся тенденция: когда наступает кризис, потребители ищут более дешевый продукт. Но, как правило, турист не перестает путешествовать. Возможно, сократятся объемы продаж, которые мы прогнозируем в размере 20%, не более», – рассказала она.

Подводя итоги по туриндустрии в целом, спикеры назвали основные факты, безусловно влияющие на дальнейшее состояние отрасли. Однако стоит еще дополнительно упомянуть о нескольких событиях. Итак, летом стартовал безвизовый режим сроком до 15 дней для граждан 10 стран (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Малайзия, Нидерланды, ОАЭ, Корея и Япония), который будет действовать на протяжении одного года. Уже сейчас можно сказать, что благодаря этому режиму количество туристов, посетивших нашу страну, достигло 800 тыс. человек, а привлеченные инвестиции составили $1,5 млрд. Следующее событие – по версии известного британского издания для туристов TheRoughGuide, Алматы вошел в топ-10 городов, которые стоит посетить. К слову, в рейтинге нашему городу отведено 7-е место. И, наконец, в наступающем году Казахстан будет председательствовать в Совете по туризму стран СНГ, что тоже немаловажно для развития отечественного турбизнеса.

В любом случае, невзирая на ситуацию, которая сейчас сложилась на рынке туризма, эксперты уверенно утверждают, что туристы настроены путешествовать, несмотря ни на что.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.