Противостояние между печатными и электронными СМИ охладили американские маркетологи. Они предлагают не делить эти два инструмента на более и менее эффективные, а просто делегировать часть полномочий от одного к другому. Суетливое бегство в онлайн и обратно помогло заокеанским медиамагнатам понять: на данном этапе интернет в большей степени хорош для привлечения молодежной аудитории. Оперативность, мобильность и краткость подачи информации на сайтах, в приложениях и соцсетях наилучшим образом продадут все, что угодно – от IT-новинок до услуг и других рыночных трендов. Печатное слово оставили более консервативной публике.
Тем временем война не проиграна. Крупнейшие издательства в США не собираются сдавать позиции хотя бы потому, что оперативность и качество их продукта не уступают интернет-конкурентам. А учитывая, что распределением рекламных бюджетов по-прежнему занимается все та же консервативная публика средних лет, не все преимущества потеряны.
Виртуальное чтиво
Ситуация на рынке СМИ полна парадоксов. К примеру, число американцев, читающих газеты в бумажном формате, за последние десять лет сократилось вдвое (*по данным «PRC»: 2004 г. – 41%, 2014 – 20%). Поток информации и онлайн-версии периодических изданий люди все чаще получают при помощи «бездушных» портативных экранов.
И одновременно издательский бизнес в США переживает бум – за последние полгода запущено 45 новых глянцевых журналов! Здесь налицо сплошное тематическое разнообразие, но «на манеже все те же»: женский глянец, люксовые штучки, туристические лайфхаки, востребованные массами комиксы, узкопрофильное чтиво для музыкантов, рыболовов и метросексуалов.
Платный доступ к интернет-новостям ежедневно приобретают 53% пользователей. Американцы привыкли платить за любой лицензионный продукт, будь то периодика в мобильном приложении или таблоид на витрине газетного киоска.
Да и рекламодатели местные не экономят на спичках – с одноразовыми контрактами в редакцию носа не кажут. А значит, издание может иметь более или менее долгосрочный план по развитию в обоих направлениях.
Доля онлайн-рекламы по всему миру составляет около 20% ($100 млрд в 2013 году). Из них $40 млрд принадлежит рынку США, $15 млрд – Европе.
Противоречивая экспертиза
Тенденции сегодня столь же непредсказуемы, как мысли-скакуны из хита 90-х. Посудите сами: часть периодики навсегда «ускакала» в онлайн, пожиная лавры первопроходцев в виде контрактов с продвинутыми рекламодателями. Другая часть судорожно пытается усидеть на двух стульях, дублируя и дополняя виртуальный контент мультимедийными ноу-хау. Третьи, надеясь на авось и адекватность думающего читателя, бьются в конвульсиях, но с места не двигаются.
В рядах аналитиков единодушия по-прежнему нет. Пока по всему СНГ сокращают и ликвидируют редакции (1 место – Россия, 2 место – Украина), в Соединенных Штатах снова возродили в бумажном варианте Newsweek, который менее двух лет назад, следом за британской TheGuardian сбежал в онлайн, громко хлопнув дверью.
Напомню: уход этих двух гигантов с арены (2011 – TheGuardian, 2012 – Newsweek) заметно подкосил уверенность в завтрашнем дне у всех остальных.
«Принт» в панике объявили чуть ли не моветоном, хотя, по сути, ни у кого, кроме Запада, на это не было объективных причин. Почти 2,5 млрд жителей планеты все еще не прочь пошуршать газеткой, тогда как цифровую прессу ежедневно читают чуть больше полумиллиона интернет-пользователей – результаты исследований Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA) подают надежду издателям.
Выжить без интернета
Как показывает практика, онлайн онлайну рознь. Владельцы виртуальной Financial Times отказались от распространения через AppStore еще три года назад. Аппетиты Appleвозмутили издателя: 30% от стоимости подписки – это уже слишком, даже для яблочного гения.
По данным американских аналитиков из Codex, прежде чем осесть в сетях Всемирной паутины, более 20% пользователей вначале познакомились с печатным вариантом издания. Другими словами, реальные газеты и журналы помогут в продвижении своим виртуальным копиям. Кредит доверия у оффлайн-чтива тоже в разы выше – печатную статью нельзя откорректировать или вовсе ликвидировать в считанные минуты.