Идея перевести республиканские театры из министерства культуры и спорта на дотацию местных властей появилась не так давно, но уже вызвала у работников культуры негодование.
В начале сентября, после озвучивания этой новости директора и художественные руководители республиканских театров обсудили ее на конференции и попытались донести до общественности, что переход к местным властям не принесет ничего хорошего. Культура сейчас должна иметь высокий уровень, а не наоборот. Театры должны использоваться на максимальную отдачу, у актеров должны быть гастроли, артисты должны получать хорошую зарплату. Работники театра попытались донести до городских и региональных властей свои переживания, и прошел уже месяц, а результатов пока нет. Ранее областные театры были переведены в ведение местных властей, но положительных результатов это также не принесло.
«Сейчас мы прежде всего имеем возможность формировать свой кадровый состав на должном уровне, потому что у нас высокая зарплата, так как у театра академический и республиканский уровень», – рассказала Надежда Горобец, директор Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Натальи Сац. Также руководитель театра отметила, что у артистов есть возможность ездить по стране и показывать детям всей республики наши достижения, и любой театр Казахстана имеет такую же возможность выезжать на гастроли не только по республике но и за рубеж, представляя казахстанское театральное искусство. «Если мы станем городскими, понятное дело, что у города не будет столько средств, чтобы обеспечить нам гастроли по всей республике», – подчеркнула она.
Сегодня, по словам экспертов, общий уровень театров в стране находится на достаточно низком уровне. Это касается не только республиканских, но и региональных театров. А в регионах не у всех театров есть здания, которые соответствуют специальным требованиям. Областные культурные центры перебиваются редкими постановками, низкими зарплатами и не мечтают о гастрольных поездках. В республиканских театрах с началом осени наступил новый сезон, у каждого театра поставлены свои задачи и составлены планы, подготовлены премьеры, приглашены зарубежные артисты, и свои гастроли уже расписаны до мелочей, и если государство продолжит финансировать их, как и ранее, то все широкомасштабные планы будут осуществлены.
С переменой власти наступит другой уровень театров, и соответственно изменится зарплата. Местный акимат не сможет сохранить ее такой, какой она была, так как существует постановление правительства об оплате, которое не удастся переделать или увеличить артистам. Снижение уровня зарплат главным образом скажется на кадровом составе любого театра, потому что у ведущих артистов есть возможность выбирать, и, конечно, они выберут лучшее. Таким образом, город лишится театра, потому что состав каждого театра это его лицо и он создает тот продукт, который нравится нашему зрителю.
«На сегодняшний день 2 театра расположены в зданиях, которые являются коммунальной собственностью, это наш ТЮЗ имени Натальи Сац и Государственный академический театр оперы и балета имени Абая, эти здания принадлежат городу и являются полностью республиканскими учреждениями, мы получаем финансирование из республиканского бюджета и соответственно имеем определенный уровень и возможности, нас это полностью утраивает», – объясняет Надежда Горобец.
Для государства культура это главный инвестор в человеческий капитал, и именно через культуру формируется у человека отношение к знаниям, отношение к обществу и окружающему миру, поэтому задача государства не навредить, а помогать и дальше развиваться театрам.