Коллекционирование живописи – занятие не только увлекательное, но и весьма прибыльное, однако только в том случае, если инвестировать в правильных авторов – тех, чьи работы со временем станут только дороже, как акции крупных предприятий. Инвестирование в предметы искусства, а, в частности, в живопись, становится особенно популярным тогда, когда происходят спады на финансовых рынках. Доходность подобных инвестиций иногда бывает даже больше, чем проценты по вкладам в банке, но и риски несравнимо выше…
«Предметы искусства и живопись всегда являлись очень действенным вложением, и потомки были только благодарны предкам, которые скупали достаточно ценные произведения искусства, – говорит известный казахстанский художник Айвар Тазиев, – многие из них становились очень дорогими с годами, причем даже неизвестные мастера. Я думаю, эта тенденция продолжится. Многие сравнивают арт-рынок с фондовым рынком. Художник, как и компания, выпускает своего рода ценную бумагу – свою картину. Работы западноевропейских мастеров прошлого – отличный вариант вкладывания денег, но потихоньку и наши авторы становятся объектом пристального внимания инвесторов. И это не удивительно, ведь в Казахстане есть своя оригинальная художественная школа. Есть масса авторов, которые остались, не побоюсь такого пафоса, в веках. Это Айтбаев, Тельжанов и многие другие, пусть они были советскими художниками, но тем не менее мастерства и таланта у них не отнять. Поэтому так или иначе эта живопись сейчас на уровне европейской той же эпохи вполне котируется. Так что она уже имеет свою ценность, и коллекционировать ее очень даже надо, потому что госструктуры как-то не очень заботятся о нашем наследии, к сожалению, а в частных руках такие вещи живут веками».
Одним из подводных камней при приобретении качественной живописи может стать то, что картины – барышни капризные и требуют к себе большого внимания, без которого они могут погибнуть. В некоторых странах Западной Европы, например, в Великобритании и Франции, существуют фирмы (обычно при антикварных салонах), где практически за бесценок покупают старые картины. Обычно эти полотна совсем уж в плачевном состоянии. Их владельцы получают за них максимум 30% от стоимости, в зависимости от состояния и известности автора. Холст поступает в собственность фирмы, и над ним начинает трудиться художник-реставратор. Иногда из-за того, что часть изображения утеряна, ему приходится додумывать то, что было на поврежденной части работы. И в какой-то мере выступать соавтором старых мастеров. На реставрацию уходит неделя, а иногда и месяцы. И в результате почти утраченные картины получают свое второе рождение, пусть в чуточку измененном виде.
«Живопись в данный момент делится на масляную и акриловую, – продолжает г-н Тазиев. – Акриловая никакого ухода не требует, кроме банального периодического вытирания пыли, а вот масляная живопись – вещь очень тонкая. Эти краски склонны к окислению и требуют особого ухода и внимания. Потому что грунт вместе с краской может трескаться и отслаиваться, поэтому в идеале лучше бы ее отдать, конечно, профессиональному реставратору, чтобы он прошел по всей поверхности акриловым лаком. Его обычно загоняют под слои отделяющегося грунта. Тогда живопись как бы консервируется надолго. Самостоятельно такие вещи лучше не делать. Можно периодически убирать пыль с помощью мягкой насадки на очень мягкий пылесос, потому что сейчас эти агрегаты очень мощные и могут содрать полностью весь красочный слой. Очистка необходима, потому что в XVIII-XIX веках многие авторы склонны были покрывать свои работы олифой. Она с годами чернеет и превращается в слой, трескается еще больше, поэтому ее лучше всего потихоньку убирать нашатырем, но это если нет возможности обратиться к специалистам».
Некоторые эксперты считают, что старые картины требуется каждые 25 лет отдавать на мини-реставрацию. Однако это далеко не факт. Если работа, пусть даже и очень старая, правильно хранится, можно обойтись своими силами.