USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
BTC
70102.10$
-744.500

Художник в период глобального кризиса

Айвар Тазиев – один из первых казахстанских живописцев, чьи работы были выставлены за рубежом

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Дмитрий Топоров

Фото: Дмитрий Топоров

Финансовый кризис, отягощенный пандемией, больно ударил по самым разным сферам деятельности. Досталось и рынку искусства. По словам казахстанских художников и галеристов, за последний год продажи даже наиболее успешных мастеров упали практически до нуля. Хотя ситуация на казахстанском арт-рынке начала меняться не в лучшую сторону еще до зловещей эпидемии.

Айвар Тазиев – один из первых казахстанских живописцев, чьи работы были выставлены за рубежом. С 1987 года его произведения регулярно выставлялись в западной Европе, США и странах Британского Содружества. Признание в Казахстане, как это ни парадоксально, пришло несколько позже. Тем не менее до 2014 года Тазиев баловал соотечественников персональными выставками. Аншлаг вернисажа 1997 года в государственном музее имени Кастеева был сопоставим с прошедшей там же несколькими годами ранее выставкой легендарного Ильи Глазунова. Сейчас выставок нет, а продажи, пик которых пришелся на 90-е годы, остались в прошлом. Однако мастер продолжает писать картины, правда, уже в совсем небольших объемах, создавая в год две-три работы. Прекрасно понимая, что в ближайшем будущем оживления на отечественном арт-рынке ждать не приходится.

Художник в период глобального кризиса 513896 - Kapital.kz

«Мой пример имеет многослойную причину, – рассказывает Айвар Тазиев, – одна из них – это то, что тот класс, который у меня покупал активно работы в 90-е годы – это поколение разбогатевших мечтателей, которые притом еще и книжки читали, оно ушло. Многие уехали, кто-то умер, кто-то разорился. На смену им пришли прагматичные и очень приземленные люди. У меня уже долгое время практически нет продаж. Те редкие покупатели, которые иногда появляются, носят непостоянный характер. Почти исчезла разновидность покупателей, именуемая коллекционерами. Не хочу никого обижать, но в последнее время приобретать стали в основном интерьерные вещи. Таких покупателей-коллекционеров, каким был в своё время американец Ричард Спунер, уже давно нет. Он хорошо разбирался в искусстве, активно помогал нашим художникам, поддерживал их материально.

Очень жаль, что заглохло все с выставками. Конечно, COVID принес негативные изменения. Какие тут выставки с такой ситуацией, а они всегда были большим стимулятором покупок, не непосредственно, а зачастую косвенно».

Художник в период глобального кризиса 513899 - Kapital.kz

Как утверждают хозяева немногих не разорившихся на сегодняшний день галерей, в Казахстане, несмотря на падение финансового интереса к современному искусству, цены на свои произведения художники, в массе своей, не опускают. Стараются «держать марку», все равно продаж нет, пусть хоть солидная цена останется на нереализованные работы.

«В современном искусстве хочешь выжить – изволь прогибаться под конъюнктуру, или искать другие пути заработка, - продолжает Айвар. – Торговать огурцами я не хочу, но получилось довольно неплохо перепрофилироваться, стал заниматься реставраторской деятельностью, я просто счастлив, что такая грань осталась в моем творчестве. Дело в том, что я по природе перфекционист и не выношу, когда что-то хорошее есть, и оно не работает. То же самое связано с живописью. Однажды принес мой старый приятель работу, XVIII век, чудеснейшая техника, «Девушка в чалме», и половина картины осыпалась. У меня сердце заболело, когда я увидел, в каком плачевном состоянии было это полотно. Зато я знал, как это все исправить. Что и сделал с величайшим наслаждением. После часто приносили работы 60-х годов, где-то продырявленные, где-то продавленные. В принципе я могу реставрировать все, что угодно, восстанавливал скульптуру в стиле барокко XVIII века из серебра и японские нэцкэ. У людей довольно много таких вещей, которые достойны второго рождения. Обычно я говорю, что могу взяться за все, кроме литья и бронзы, потому что у меня цеха нет. Не берусь за работы по стеклу, потому что это уже не восстанавливаемые предметы. Остальное вполне можно реанимировать, и эти вещи заживут новой жизнью. Мне всегда нравится момент, когда я отдаю заказчику реставрированный предмет, и он спрашивает: а где же было это повреждение? Я не вижу!»

Художник в период глобального кризиса 513902 - Kapital.kz

Казахстан, к сожалению, не имеет таких устойчивых традиций коллекционирования и меценатства, как, например, Европа и Америка. В большинстве случаев (за очень редким исключением) коллекции казахстанских ценителей прекрасного – это «первые руки», то есть собрания, не перешедшие от деда к отцу и далее от отца к сыну. Может быть, поэтому рынок искусства в нашей стране находится в глубоком летаргическом сне. Хорошо, что художники открывают для себя новые сферы применения талантов и не опускают руки.

Художник в период глобального кризиса 513904 - Kapital.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.