Скандальный постер ночного клуба «Студия 69» появился в социальных сетях в начале недели и уже успел вызвать бурю эмоций. Напомним, что на постере изображен поцелуй Александра Пушкина и Курмангазы. Эти личности выбраны не случайно, ночной клуб находится в Алматы на пересечении одноименных улиц. Однако в администрации клуба «Студия 69» заявили, что не являются заказчиками данного принта. По словам создателей рекламного постера, он был разработан для центральноазиатского фестиваля рекламы Red Jolbors. «Мы не ожидали такого шквального вирусного эффекта», – говорит Дария Хамитжанова, генеральный директор рекламного агентства Havas Worldwide Kazakhstan. Именно это агентство является разработчиком данного постера, за что уже успело поплатиться. В понедельник вечером три работника рекламного агентства были доставлены в отдел управления по борьбе с организованной преступностью департамента внутренних дел Алматы, где их заставили написать объяснительные. Отметим, что ранее это агентство публично извинилось на своей страничке в Facebook.
«Мы приносим искренние извинения тем, кого оскорбил или покоробил этот макет. Признавая бесценный вклад в культуру великого русского поэта и великого казахского композитора, мы официально сообщаем, что данный принт не будет распечатан, размещен или опубликован в платных медиа», – говорилось в сообщении.
По данным КазТАГ, это подтвердил начальник городского управления культуры Кайрат Кульбаев на пресс-конференции в понедельник. «Что касается разрешения на размещение баннера – разрешительную функцию управление культуры не несет. Этот вопрос находится в компетенции управления внутренней политики, управления архитектуры. Прежде чем эта продукция сможет появиться в городе, есть процедура согласования госорганов. Я думаю, госорганы такого разрешения не дадут», – сказал он.
Но потомок Курмангазы все же намерен судиться с авторами этого постера и уже подал заявление в полицию. Он намерен взыскать моральный ущерб, однако сумма оскорбления еще не определена. «Передо мной лично никто не извинялся, я видел лишь публичное извинение в Facebook, которое я считаю не искренним, так как на своих страничках они продолжают публиковать ту же фотографию и продолжают открыто демонстрировать, что гордятся этой работой», – говорит Нуркен Халыкберген, управляющий директор в Central Asia Communications и потомок Курмангазы.
По его мнению, реклама задевает не только потомков, но и казахов как нацию, ведь у каждого народа есть свои ценности и свои традиции. В данном случае задето почитание духов предков, почитание старших, почитание аксакалов.
Однако есть и другие мнения на эту тему. «Очень здорово, что в Казахстане начинает появляться провокационная реклама. Не та скучная со скидками, а та, что реально провоцирует общество, заставляет занять определенную позицию, разнообразить тему для разговора во время скучного обеда с коллегами и т.д.С точки зрения креативности рекламщиков работа мне понравилась. Из этой работы можно вынести то, что не обязательно в рекламе делать основной акцент на бренд или сам товар, идею компании можно построить на второстепенном важном моменте продукта или услуги. С этой точки зрения профессиональным рекламщикам крупных компании есть над чем подумать», –пишет управляющий партнер Ideal Event Бота Жуманова на своей страничке в Facebook.
В свою очередь Нуркен Халыкберген сомневается в эффективности этой работы. «Если быть голым циником и рассуждать исключительно как менеджер, с точки зрения эффективности, они убили этот бизнес. Реклама – это средство увеличения продаж. Да, известность к ним пришла, и узнаваемость теперь есть. Это прекрасные показатели для маркетолога, но для управляющего бизнесом показатели – это продажи, в данном случае я не уверен, что будут продажи. Если они говорят, что это фестивальная работа, то пусть выберут какое-то другое сочетание, не трогая наших предков», – говорит г-н Халыкберген.
Достигли ли создатели этой рекламы своих целей или нет, никто не знает, но поцелуй знаменитостей запомнится всем надолго.